Учебный план
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 13
имени дважды Героя Советского Союза Хрюкина Т.Т.
муниципального образования Каневской район Краснодарского края реализующей федеральный компонент государственного образовательного стандарта для 8-11 классов
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
I. Общие положения.
1.1 Цели и задачи образовательной организации
Цели: обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающегося констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Задачи основного общего образования: создание условий для освоения обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Задачами среднего общего образования являются: создание условий для освоения обучающимися общеобразовательных программ среднего общего образования, создание условий для развития устойчивого познавательного интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, ориентация на получение высшего профессионального образования на основе профильной дифференциации обучения.
1.2. Ожидаемые результаты
На ступени основного общего образования (8-9 классы):
Достижение обучающимися уровня функциональной грамотности, соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта стандартам основной общей школы, и готовность к обучению по предметам среднего общего образования, в том числе и по предметам агротехнологического профиля на уровне среднего общего образования, овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
На ступени среднего общего образования - достижения уровня общекультурной, методологической компетентности и профессионального самоопределения, соответствующего образовательному стандарту старшей ступени.
1.3 Особенности и специфика образовательной организации
С целью удовлетворения познавательных интересов обучающихся, расширения кругозора, формирования устойчивых прочных знаний, для успешной самореализации обучающихся при выборе будущей профессии, реализация предпрофильной подготовки в 9 классе увеличено количество часов для изучения предметов «Русский язык», «Алгебра», «Химия» в 8 классе, учебный предмет «Обществознание» предусматривает изучение экономики и права.
На старшей ступени (10А и 11А классы) реализуется профильное обучение, агротехнологический профиль, с делением классов на группы разным набором профильных предметов:
1.4 Реализуемые основные общеобразовательные программы
Основные общеобразовательные программы основного общего образования (8-9) классы, срок реализации – 5 лет
Основные общеобразовательные программы среднего общего образования, срок реализации – 2 года
1.5 Нормативная база для разработки учебного плана
Учебный план составлен в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004),
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов далее - ФКГС-2004),
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
1.6 Режим функционирования образовательной организации
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями) и Уставом образовательной организации:
Продолжительность учебного года:
8-11 классы – не менее 34 учебных недель (не включая период государственной итоговой аттестации в 9 и 11-х классах).
В 8-9-х классах учебный год делится на четверти, в 10-11 –х – на полугодия
Продолжительность учебной недели и максимально допустимая нагрузка обучающихся:
Классы |
6 дневная учебная неделя |
8 |
36 |
9 |
36 |
10 |
37 |
11 |
37 |
Начало занятий – 08.10
Режим обучения 8 а,б; 9а,б; 10а, 11а классов – в 1 смену
Расписание звонков:
Уроки |
Звонки |
1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок 7 урок |
8.10 – 8.50 9.00 – 9.40 10.00 – 10.40 11.00 – 11.40 12.00 – 12.40 12.50 – 13.30 13.40 - 14.20 |
Перерыв между обязательными и факультативными занятиями – 45 мин.
Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, большой перемены (после 2, 3 уроков) – 20 минут.
Объем домашних заданий (по всем предметам) такой, что затраты времени на его выполнение не превышают (в астрономических часах):
в 8 классах - 2,5 ч.,
в 9 - 11 классах - до 3,5 ч
1.7. Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного плана. УМК, используемые для реализации учебного плана.
Изучение учебных предметов федерального компонента (обязательной части) учебного плана организуется с использованием
- учебников, включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки от 31.03.2014.№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями, приказ Минобрнауки России от 8.06.2015 № 576);
- учебных пособий, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 (с изменениями).
Региональный компонент «Кубановедение» обеспечен учебниками и учебными пособиям, рекомендованными к использованию Министерством образования и науки Краснодарского края на 2015 – 2016 учебный год
УМК, используемые для реализации учебного плана (приложение №5)
- Региональный компонент и компонент образовательной организации.
- Предпрофильная подготовка осуществляется в IXА, Б классах. При проведении элективных курсов формируются межклассные группы
Учебный план основного общего и среднего общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФКГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план основного общего и среднего общего образования реализуется в соответствии с требованиями ФКГОС основного общего и среднего общего образования (далее – ФКГОС), разработан на основании приказа Министерства образования и науки Краснодарского края от 17 июля 2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края».
Региональной спецификой учебного плана является изучение:
- учебного предмета «Кубановедение, с 8 по 11 класс по 1 часу в неделю, из части, формируемой участниками образовательных отношений или компонента образовательной организации;
Часы из части, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с рекомендациями МОН Краснодарского края (письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015 № 47-10267/15-14 «О формировании учебных планов образовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, распределяются следующим образом:
2.1. Для VIII- х классов.
1. Учебный предмет «Обществознание» предусматривает изучение экономики и права.
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения распределяются следующим образом:
Класс |
8 а, б |
Кол-во часов |
5 |
на увеличение часов предметов федерального компонента базисного учебного плана |
|
Русский язык |
1 |
Алгебра |
1 |
Химия |
1 |
Изобразительное искусство |
0,5 |
Музыка |
0,5 |
на введение учебных предметов, факультативных, индивидуальных, групповых занятий |
|
Кубановедение |
1 |
2.2. Для IX классов с предпрофильной подготовкой
На организацию предпрофильной подготовки обучающихся отводится 3 часа в неделю за счет учебного предмета «Технология» (70 часов из федерального компонента) и 1 час из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Предпрофильная подготовка осуществляется в режиме шестидневной учебной недели и включает:
- курсы по выбору (элективные курсы) - 2 часа в неделю,
- информационная работа и профильная ориентация - 1 час в неделю.
2. Компонент образовательного учреждения составляет 6 часов и распределяется следующим образом:
1 час - на увеличение количества учебных часов по предмету «Русский язык»
1 час – на предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
1 час – для организации информационной работы и профильной ориентации
2 часа – курсы по выбору
2.1 Учебный предмет «Обществознание» предусматривает изучение экономики и права.
Учебные предметы «ИЗО» и «Музыка» изучаются последовательно по полугодиям.
3. На изучение курсов по выбору: 2 часа х 2 класса х 2 группы= 8 часов.
На предметные курсы отводится 4 часа, на ориентационные – 4 часа.
4. Предметные курсы по выбору вводятся с целью развития содержания базовых учебных предметов, организации подготовки к сдаче экзаменов по профильным предметам в рамках государственной (итоговой) аттестации.
Ориентационные курсы по выбору вводятся с целью удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности, оказании помощи в профессиональном самоопределении учащихся.
2.3. Для X-XI профильных классов.
1. Профильные классы: 10 А и 11 А
В 10 А классе профиль обучения – агротехнологический;
профильные предметы:
1-я группа: алгебра и начала анализа, геометрия, биология
2- я группа: алгебра и начала анализа, геометрия, физика
В 11 А классе профиль обучения – агротехнологический;
профильные предметы:
1-я группа: алгебра и начала анализа, геометрия, биология
2- я группа: алгебра и начала анализа, геометрия, технология
2. Учебный предмет «Обществознание» включает разделы «Экономика» и «Право».
2.1. Региональный компонент и компонент образовательного учреждения в 10 А классе в количестве:
8 часов - первая группа и 7 часов вторая группа, распределяется следующим образом:
1 группа:
- на увеличение часов базовых предметов федерального компонента:
химия- 1 час
основы безопасности жизнедеятельности – 1 час;
- на введение учебных предметов:
кубановедение – 1 час;
- для изучения элективных учебных предметов – 5 часов.
Элективные учебные предметы:
«Культура делового общения», расширяет учебный материал базовых предметов;
«Избранные вопросы математики» направлен на углубленное изучение профильных предметов;
«Комплексный анализ текста» обеспечивают дополнительную подготовку к прохождению государственной (итоговой) аттестации;
«Основы предпринимательства», «Биология растений» удовлетворяют познавательные интересы учащихся.
2 группа:
- на увеличение часов базовых предметов федерального компонента:
информатика и ИКТ - 1 час
основы безопасности жизнедеятельности – 1 час;
- на введение учебных предметов:
кубановедение – 1 час;
- для изучения элективных учебных предметов – 4 часа.
Элективные учебные предметы:
«Культура делового общения», расширяет учебный материал базовых предметов;
«Избранные вопросы математики» направлен на углубленное изучение профильных предметов;
«Комплексный анализ текста» обеспечивают дополнительную подготовку к прохождению государственной (итоговой) аттестации;
«Основы предпринимательства»,» удовлетворяют познавательные интересы учащихся.
2.2 Региональный компонент и компонент образовательного учреждения в 11 А классе в количестве:
8 часов - первая группа и 6 часов вторая группа, распределяется следующим образом:
1 группа:
- на увеличение часов базовых предметов федерального компонента:
химия- 1 час
- на введение учебных предметов:
кубановедение – 1 час;
- для изучения элективных учебных предметов – 6 часов.
Элективные учебные предметы:
«Культура делового общения», расширяет учебный материал базовых предметов;
«Избранные вопросы математики» направлен на углубленное изучение профильных предметов;
«Комплексный анализ текста», «Основы правовых знаний» обеспечивают дополнительную подготовку к прохождению государственной (итоговой) аттестации;
«Биология животных», «Решение задач по общей химии» удовлетворяют познавательные интересы учащихся.
2 группа:
- на введение учебных предметов:
кубановедение – 1 час;
- для изучения элективных учебных предметов – 5 часа.
Элективные учебные предметы:
«Культура делового общения», расширяет учебный материал базовых предметов;
«Избранные вопросы математики» направлен на углубленное изучение профильных предметов;
«Комплексный анализ текста», «Основы правовых знаний» обеспечивают дополнительную подготовку к прохождению государственной (итоговой) аттестации;
«Математические расчеты в физике» удовлетворяют познавательные интересы учащихся.
3. Деление классов на группы.
Деление классов на группы производится в классах наполняемостью не менее 20 человек при изучении следующих предметов:
- иностранного языка в 8а,б, 9а, 9б, 10а классах,
- информатики и ИКТ в 8а, 8б, 9а, 9б, 10а, классах,
- технологии в 8а, 8б,
- физической культуры в 10а классе,
- профильных предметов в 10а, 11а классах,
- при проведении элективных курсов в 9а, 9б, 10 а,11а классах,
4. Формы промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация является обязательной для учащихся 8-11 классов.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную, полугодовую и годовую промежуточную аттестацию. Проводится по каждому учебному предмету, по которому образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, по итогам четверти, полугодия и по итогам года.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Четвертная, полугодовая аттестация проводится на основании текущей успеваемости (среднее арифметическое) с учетом результатов контрольных и письменных работ. Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных, полугодовых промежуточных аттестаций и представляет собой результат четвертной, полугодовой аттестации в случае, если учебный предмет осваивался обучающимся в срок одной четверти, одного полугодия. Если учебный предмет, осваивался обучающимся в срок более одной четверти, полугодия, годовая промежуточная аттестация - среднее арифметическое результатов четвертных, полугодовых аттестаций. Округление результатов производится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть, полугодие, а также с учетом результатов краевых диагностических работ.
5. Таблицы сетки часов учебного плана для 8-11-х классов, реализующих федеральный компонент государственного образовательного стандарта - приложения 1-4
Кадровое и методическое обеспечение _____________________________
(соответствует или не соответствует) требованиям учебного плана
Директор МАОУ СОШ № 13 _______________ Е.Е.Буря
(подпись) (Ф.И.О.)