ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи образовательной организации.
Реализация учебного плана далее МАОУ СОШ №13 предусматривает достижение следующих целей по реализации основной образовательной программы основного общего образования:
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе внедрения личностного подхода в образовательном процессе.
Задачи образовательной организации:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся.
Ожидаемые результаты
Достижение обучающимися уровня функциональной грамотности, соответствующей стандартам основной общей школы, и готовности к обучению по предметам среднего общего образования, в том числе и по предметам агротехнологического профиля на уровне среднего общего образования, овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных), овладение навыками работы с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Особенности и специфика образовательной организации
На ступени основного общего образования в 5а,б, 6а,б, 7а,б,в, 8а,б классах реализуется федеральный образовательный стандарт основного общего образования.
С целью реализации задач, решаем при реализации ФГОС, таких как формирования ИКТ - компетенций, развития логического и алгоритмического мышлений, умения применять полученные знания на практике, развития познавательной и интеллектуальной сфер обучающихся предмет «Информатика» изучается с пятого класса, увеличено число часов, отводимых на изучение математики в 5-6 классах, алгебры в 7-8 классах
Реализуемые основные общеобразовательные программы
Основные общеобразовательные программы основного общего образования, нормативный срок освоения- 5 лет.
Нормативная база для разработки учебного плана
Учебный план составлен на основе федеральных и региональных нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования),
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015
Режим функционирования образовательной организации
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 и Уставом МАОУ СОШ № 13. Продолжительность учебного года с делением на четверти режиме шестидневной недели:
5 – 8 классы – 34 учебные недели
Продолжительность учебной недели и
максимально допустимая нагрузка обучающихся:
Классы | 6 дневная учебная неделя |
5 | 32 |
6 | 33 |
7 | 35 |
8 | 36 |
Начало занятий – 08.10
Режим обучения 5 а,б; 6а,б; 7а,б,в; 8а,б классов – в 1 смену
Расписание звонков:
Уроки |
Звонки |
1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок 7 урок |
8.10 – 8.50 9.00 – 9.40 10.00 – 10.40 11.00 – 11.40 12.00 – 12.40 12.50 – 13.30 13.40 – 14.20 |
Перерыв между обязательными и факультативными занятиями – не менее 40 мин.
Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, большой перемены (после 2, 3,4 уроков) – 20 минут.
Объем домашних заданий (по всем предметам) такой, что затраты времени на его выполнение не превышают (в астрономических часах):
в 5 классах - 2 ч.,
в 6 – 8 классах - 2,5 ч.
Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного плана.
Изучение учебных предметов обязательной части (федерального компонента) учебного плана организуется с использованием
- учебников, включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки от 31.03.2014.№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями, приказ Минобрнауки России от 8.06.2015 № 576);
- учебных пособий, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 (с изменениями).
Региональный компонент «Кубановедение» обеспечен учебниками и учебными пособиям, рекомендованными к использованию Министерством образования и науки Краснодарского края на 2016– 2017 учебный год
Особенности учебного плана
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения),
Цели, задачи, ожидаемые результаты в соответствии с ФГОС.
Цель реализацииучебного плана —обеспечение выполнения требований Стандарта через достижение планируемых результатов выпускниками целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья личности и проявления её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
В соответствии с целевыми установками развития школы учебный план обеспечиваетреализацию следующих задач:
-создание системы обучения и воспитания на основе раскрытия индивидульных способностей обучающихся в соответствии с их интересами и потребностями, достижение оптимального уровня освоения базового образования, воспитанности обучающихся;
-формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень качества знаний;
-создание условий для сохранения здоровья обучающихся в период обучения в школе, формирования здорового образа жизни, развития психо — эмоциональной сферы;
-выявление и развитие творческих способностей обучающихся в интеллектуальной, художественно-эстетической, общественно-организаторской, спортивно-оздоровительной сферах деятельности;
-создание условий для успешной социализации обучающихся, воспитание социально активной личности, способной к самообразованию, саморазвитию, осознанному выбору жизненного пути и профессии;
-создание единого социокультурного образовательного пространства на основе интеграции деятельности школы, семьи, социума поселения.
Для детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе и нуждаются в индивидуальном режиме учебной деятельности, организуется индивидуальное обучение на дому.
УМК, используемые для реализации учебного плана.
Изучение учебных предметов федерального компонента (обязательной части) учебного плана организуется с использованием
- учебников, включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки от 31.03.2014.№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 8 июня, 28 декабря 2015г., 26 января, 21 апреля 2016г);
- учебных пособий, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 (с изменениями).
Региональный компонент «Кубановедение» обеспечен учебниками и учебными пособиям, рекомендованными к использованию Министерством образования и науки Краснодарского края на 2015 – 2016 учебный год
УМК, используемые для реализации учебного плана (приложение №2)
Региональная специфика учебного плана.
Региональной спецификой учебного плана является:
- ведение учебного предмета «Кубановедение» с 5-го по 9 класс по 1 часу в неделю из части, формируемой участниками образовательных отношений;
-в VIII классе в предмет «Технология» включен модуль «Черчение и графика».
Компонент образовательной организации
Часы из части, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с письмом Министерства образования и науки Краснодарского края от 19.07.2016 № 42-12-536/16-11 «О формировании учебных планов образовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год», в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, распределяются следующим образом:
Класс | 5 а,б | 6 а,б | 7 а,б, в | 8а, б | |
Кол-во часов | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Математика | 1 | 1 | для формирования математического, логического и критического мышления, развития познавательных способностей, совершенствования практических навыков | ||
Алгебра | 1 | 1 | |||
Литература | 1 | 1 | для расширенного изучения учебного предмета и совершенствования знаний, развития культуры речи | ||
Информатика | 1 | 1 | для введения нового предмета, формирования информационно – коммуникационных компетенций | ||
Обществознание | 1 | для введения нового учебного предмета, с целью накопления знаний об обществе | |||
ОБЖ | 1 | 1 | 1 | для формирования культуры безопасного образа жизни | |
Кубановедение | 1 | 1 | 1 | 1 | для обеспечения удовлетворения этнокультурных интересов |
Ландшафт и дизайн (факультатив) |
1 |
для развития познавательного интереса и кругозора учащихся; формирования представления о ландшафтном дизайне и его разновидностях; развития умения работать с землей; эстетического и экологического образования через многообразие видов культурных ландшафтов, экологический мониторинг. |
Культура исследовательской и проектной деятельности реализуется через:
– внеурочную деятельность («Школьный музейный клуб», социально значимый проект «Уроки мужества», кружок «Основы проектной деятельности», клуб любителей математики, интеллектуальный клуб «Загадки русского языка»);
– программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования;
- в рамках преподавания учебных предметов (география, биология, история, информатика и ИКТ, кубановедение, технология).
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется через внеурочную деятельность в рамках кружка «Основы православной культуры» в 5а,б, 6а,б классах с целью формирования ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы, а также представлений об исторической роли религии и гражданского общества в становлении российской государственности, и развития у обучающихся способностей к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Социализация и профессиональная ориентация начинается с 5 класса в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, через внеурочную деятельность (объединения «»Я и школа», «ЗОЖ», клуб «ЮИД»), через реализацию программ по предметам (обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, кубановедение, технология).
Деление классов на группы
Деление классов на группы производится в классах наполняемостью не менее 20 человек при изучении следующих предметов:
- иностранного языка в 5а, б, 8а,б классах,
- информатики в 5а,б, 8 а,б классах,
- технологии в 5а,б, 7а,б,в, 8а,б классах.
Учебный план для V-VIIIклассов
Сетка учебного плана основного общего образования для V-VIII классов (предметы, количество часов в неделю по каждому предмету, сумма часов по классам и предметам; часть, формируемая участниками образовательных отношений, максимальная нагрузка) – приложение 1.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация подразделяется на текущую, четвертную и годовую промежуточную аттестацию. Проводится по каждому учебному предмету, по которому образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, по итогам четверти, полугодия и по итогам года.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Текущая промежуточная аттестация – фиксация уровня знаний учащихся в процессе урока, при выполнении домашнего задания. Формами текущей промежуточной аттестации являются:
- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок;
- тестирование;
- диагностические контрольные работы.
Четвертная, аттестация проводится на основании текущей успеваемости (среднее арифметическое) с учетом результатов контрольных и письменных работ. Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных, полугодовых промежуточных аттестаций и представляет собой результат четвертной, полугодовой аттестации в случае, если учебный предмет осваивался обучающимся в срок одной четверти, одного полугодия. Если учебный предмет, осваивался обучающимся в срок более одной четверти, полугодия, годовая промежуточная аттестация - среднее арифметическое результатов четвертных, полугодовых аттестаций. Округление результатов производится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть, полугодие, а также с учетом результатов краевых диагностических работ.
Промежуточная аттестация фиксируется в классном журнале, электронном журнале и дневнике.