Вход на сайт

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

Главное меню

Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. По мнению родителей учащихся профориентационной деятельностью должны заниматься многие организации и учреждения, работа по самоопределению детей должна начинаться с дошкольного учреждения, но основные роли отводятся школе и семье. Часто на уровне ОУ действуют разрозненные направления профориентационной деятельности, которые не полностью способствуют самоопределению выпускника. Поэтому необходимо привести в систему всю деятельность по профориентации ученика – с 1 по 11 класс, где школа может играть роль центра. Необходимо создать систему профориентационной деятельности общеобразовательного учреждения, способствующей самоопределению ученика. Это и постарались сделать мы в своей школе. Свою систему мы назвали “Мой выбор”.

Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1 по 11 класс (“вертикаль системы”), работу школы с семьей и социумом (“горизонталь системы”). В основе системы лежит периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым (1996г.) и взаимодействие различных социальных институтов, описанное Е.Ю.Пряжниковой, Н.С.Пряжниковым.

В системе выделяются две вертикальные линии: диагностическая и развивающая. Они проходят через все этапы профориентационной деятельности школы. Таких этапов мы выделяем пять.

1 этап. “Профессии моей семьи”. 1-4 классы.

2 этап. “Я и профессии вокруг меня”. 5-8 классы.

3 этап. “Мир профессий”. 9 классы.

4 этап. “Я в мире профессий”. 10-11 классы.

5 этап. “Моя профессия”. Послешкольные учебные заведения, работа.

Диагностическая линия профориентационной деятельности включает в себя различные диагностики, опросники, анкеты и т.п., которые повторяются на каждом этапе с добавлением новых. В 1-4 классах  диагностика мотивации к учебной деятельности, в 5-8 – индивидуальных особенностей, склонностей, мотивации к социальной сфере, мотивов саморазвития. В 9 классах дополнительно диагностируется способности и мотивация учащихся к трудовой сфере, в 10-11 – мотивы профессиональной направленности.

Развивающая линия проходит через различные направления психолого-педагогической поддержки детей, предпрофильную подготовку учащихся на I и II ступенях обучения, профильное обучение на III ступени обучения.

Серия профориентационных внеклассных мероприятий мероприятий и курсов проходит через все этапы вертикали системы:  1-4 классы – “Все профессии нужны, все профессии важны”, 5-8 классы – “Сфера”, 9 классы - “Перспектива”, 10-11 класс – “Мой выбор”. Цель этих курсов – профессиональная ориентация детей с раннего возраста по период самоопределения личности выпускника.

На 1-4 этапах важно творческое преподавание традиционных учебных предметов, когда преподаватели в рамках устоявшихся курсов рассказывают учащимся о связи их предмета с близкими профессиями (профориентационные минутки и профориентационные уроки). Серия экскурсий на предприятия и организации, встречи с людьми различных профессий, получение информации о рынке труда идут в направлении знакомства детей с миром профессий поэтапно через семью, поселок, район, область, регион, страну.

В подсистему предпрофильной подготовки на I и II ступени обучения в школе входит педагогическая, психологическая, информационная и организационная поддержка учащихся начальной и основной школы. Это этап дифференциации познавательных способностей учащихся и мягкой профилизации обучения. Она осуществляется через систему кружков, факультативов, курсов по выбору и научного общества учащихся, интеллектуально-практический марафон. К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике.

С 1-го этапа действует целостная система дополнительного образования “Мой выбор”.

В рамках интеллектуально-практического марафона учителями-предметниками и учащимися профильных классов проводятся интеллектуальные игры, экскурсии, практические работы, тематические часы общения, открытые уроки, выпускаются газеты, информационные листки и т.д. В 4. 5. 7  классах вводятся факультативы, в 9 классе ведутся дополнительные образовательные курсы и курсы по выбору.

На 2 этапе в систему профориентационной деятельности включается НОУ. Цель научного общества учащихся - формирование личности школьника, способной к самовыражению и активной жизненной позиции в самореализации и профессиональном самоопределении. Поэтому одно из направлений работы НОУ - профориентация. Научно-практическая конференция “Эврика” способствует ранней профессиональной ориентации. Все творческие, реферативные, исследовательские, проектные работы учеников, тем или иным образом касающиеся мира профессий.

Школа реализует модель внутришкольной профилизации, является многопрофильной. В 10 классе открывается профили «Информационно-технологический». Десятиклассник выбирает для обязательного посещения элективные курсы - по одному в каждом полугодии. Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при помощи диагностики интересов учащихся и социальных запросов родителей. Учащийся вправе сделать набор курсов как одного профильного направления, так и разных. Наряду с профильными ведутся универсальные (общеобразовательные) курсы, по которым учащиеся обучаются в рамках традиционных программ и классных коллективов.

Педагоги ведут учащихся от школьных конкурсов через районные, областные, региональные к российским, тем самым способствуя формированию мотивов саморазвития.

Способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом и трудоустройство школьников. В школе создаются условия для пробы сил в различных профессиональных сферах. Швеи, учителя, столяры, слесари, трактористы-машинисты категории «В,С, Е»,пилоты (вожатые), журналисты, оформители,  – перечень профессий, предоставляемый ученику для выбора, способствующий реальному знакомству с миром профессий и выстраиванию личной профессиональной перспективы. День профориентации, проходящий 1 раз в год, включает в себя самые разные мероприятия: “ярмарки профессий”, профессиональная реклама и агитация, экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения, встречи школьников со специалистами по различным профессиям, просмотр фильмов и видеофильмов, “праздник труда”, повышающий престиж конкретных профессий, деловые игры, тренинги и т.д.

На 4 этапе системы школьники получают профессиональное образование: юноши – трактористы-машинисты категории «В,С, Е». Каждый этап сопровождается мониторингом результатов деятельности школы.

В системе выделяется и горизонтальная линия: школа, семья, социум. Профориентация рассматривается как система взаимодействия различных социальных институтов. Школа – координационный центр системы, центр единения ресурсов всех субъектов профориентационной деятельности в единой системе взаимоотношений агентов социализации: первичных и вторичных. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с человеком тесными личными отношениями, а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Агентами первичной социализации являются родители, члены семьи, друзья, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных организаций… Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, сотрудники СМИ, партий и т.д. Профориентационная деятельность осуществляется во взаимодействии с различными партнерами. По мнению родителей учащихся, семья наряду со школой играет важнейшую роль в самоопределении ребенка.

Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.

Основными направлениями работы школы с семьей являются: Совет школы, Управляющий  Совет, Общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительский всеобуч. Дни семейных традиций, встречи с семейными трудовыми династиями. Наряду с традиционными родительскими собраниями по профессиональной ориентации детей (“Профессии, которые выбирают наши дети”, “Склонности и интересы подростков в выборе профессии”, “Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников”) интересными формами работы с семьёй являются: родительские тренинги, чтения, вечера, индивидуальные консультации.

Важная роль отводится и другим социальным партнерам. Каждый из них выполняет свои функции через определенные направления совместной деятельности.

Образовательные учреждения. Учреждения общего образования (другие школы) способствуют обогащению представления детей об окружающем его мире. В общении со сверстниками ребенок приобретает уверенность в себе, в своих силах, понимание того, что его проблемы такие же, как и у других, находит помощь в решении этих проблем. Сотрудничество осуществляется через различные формы и направления деятельности: встречи, поездки, общение в Интернете. Особенно значимо межрегиональное сотрудничество школ. Учреждения дополнительного образования расширяют круг интересов ребенка, развивают его способности (Дом детского творчества - технические кружки, хореография, эстрада, телестудия; Детская школа искусств - музыкальное образование, художественно-оформительское, театральное, хореография; Детско-юношеская спортивная школа - спортивные секции, соревнования разных уровней). Профессиональные учебные заведения: среднеспециальные и высшие работают вместе со школой через довузовскую подготовку (ВУЗы), дни открытых дверей, встречи с представителями – преподавателями и студентами, организацию олимпиад и конкурсов для старшеклассников, экскурсии, вечера вопросов и ответов, пресс-конференции, экспресс–экзамены.

Средства массовой информации. СМИ активно участвуют в просветительской работе школьников и их родителей, организуя профконсультации в эфире и на страницах изданий. Они могут в интересной и дискуссионной форме рассматривать важные проблемы профессионального и личностного самоопределения перед широкой аудиторией, постоянно поддерживать общественный интерес к проблеме профориентации подростков, оказывая решающую роль в воздействии на социум (школьная газета - рубрика «Профессионалы дела своего», «А что интересного в мире профессий»

Службы занятости, психолого-педагогические центры. Смысл деятельности этих служб состоит в том, чтобы оказывать более конкретную и глубокую помощь самоопределяющимся подросткам, проводя диагностическую, профконсультационную работу, исходя из запросов родителей и школы (встречи с работниками службы, компьютерная диагностика, знакомство с рынком труда, знакомство с рейтингом профессий, трудоустройство старшеклассников).

Культурно-просветительские учреждения. Данные учреждения расширяют представления учащихся о мире профессий, формируют мотивы самоопределения (кинотеатр - кинолектории “Судьба профессионала”, киновстречи “Угадай профессию”, киноклуб “Моё будущее”; Библиотека  ст. Привольной –  выставка- обзор “Через книгу к профессии”, фото-конкурс “Славим руки трудовые”;  Дом культуры (картинная галерея) –«Люди земли Кубанской» Общественные организации. Общественные организации могут оказать большое значение на профориентацию школьника. Поэтому необходима совместная работа школы и различных общественных организаций (вечера-встречи с трудовыми династиями, конкурсы юных дарований, профильные лагеря, субботники, шефство).

Предприятия, организации, фирмы. Одними из главных партнеров в профориентационной работе являются предприятия, организации и фирмы, расположенные в станице, на территории района. Экскурсии на предприятия, дни открытых дверей, знакомство школьников с особенностями производства, с востребованными профессиями, встречи с профессионалами своего дела, привлечение учащихся школы к посильной работе в качестве стажеров, предоставление рабочих мест на время каникул, организация заказов, помощь в исследовательской деятельности школьников, участие в различных профориентационных мероприятиях, шефская помощь школе – возможные направления деятельности.

Органы власти. Органы власти оказывают школе поддержку и содействие в реализации проекта. Специалисты администрации района, совет депутатов, администрация сельского поселения, районный отдел образования предоставляют необходимую для работы информацию, помогают в заключение договоров, оказывают финансовую поддержку, способствуют формированию системы профориентационной деятельности школы.

Большое внимание в системе профориентационной деятельности на ранних этапах реализации проекта следует уделить работе с педагогами, так как при их подготовке в педагогических ВУЗах не уделяется должного внимания этому аспекту образования (кроме факультета психологии). На подготовительном и проектировочных этапах необходимо повысить внутреннюю и внешнюю мотивацию к инновационной деятельности через систему морального и материального стимулирования (благодарности,  аттестация на более высокую категорию, выдвижение на награждение разного уровня: благодарности и грамоты, премия главы администрации района, грамоты Министерства образования области, премия губернатора края, грамоты Министерства образования и науки РФ, звание “Почетный работник общего образования”, “Заслуженный учитель РФ”; “портфолио” педагога, участие в различных конкурсах: “Учитель года”, и др.

В изучении и исследовании по проблеме участвует весь педагогический коллектив. Обучение основным методам и формам различных направлений профориентационной работы (профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация) проходит через серию семинаров, практикумов, педагогических мастерских, тренингов, индивидуальных консультаций. С педагогами работает психолог, социальный педагог, специалисты центра занятости. Создается и постоянно пополняется банк разработок мероприятий. Формируется творческая группа педагогов – образовательный модуль “Профориентационная деятельность - основа профессионального самоопределения школьника”. Его цель – координация и организация деятельности на уровне школы. Одновременно могут работать образовательные модули “Предпрофильная подготовка учащихся на I и II ступени обучения”, “Профильное обучение в старших классах”, “Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы”.

Всей системой профориентационной деятельности школы управляет координационный совет. В его состав входят: директор школы, руководитель образовательного модуля “Профориентационная деятельность школы - путь профессионального самоопределения школьника”, представитель общеродительского комитета, старшеклассник, представитель “Ассоциации выпускников”. Совет выполняет следующие функции: координирует всю деятельность по профориентации школьников, заключает договора, взаимодействует с социумом, утверждает планы работы. Заседание координационного совета проходит 1 раз в год по определенному графику.

Мониторинг деятельности системы.

Деятельность системы требует мониторинга для дальнейшей корректировки. Критерии эффективности могут быть количественными и качественными.

Количественные: количество проконсультированных за определенное время; удельный вес тех или иных форм работы (индивидуальные консультации, массовые опросы, сколько школьников “охвачено” играми и т.п.); количество учащихся, последовавших рекомендациям психолога; количество вообще выбравших профессию; различные характеристики ЛПП (устойчивость, обоснованность и т.п. профессиональных планов).

Качественные: полнота учета основных факторов выбора профессии – учет желаний (хочу) возможностей (могу) и потребностей рынка (надо); осознанность планирования личных профессиональных перспектив (ЛПП); относительная устойчивость профессиональных перспектив; самостоятельность при планировании и реализации ЛПП; реалистичность и гибкость профессиональных перспектив; оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему.

Проводится диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.

Система профориентационной деятельности станичной школы “Мой выбор”, действующая по принципам системности, целостности, открытости позволяет решать проблему правильного выбора профессии выпускнику школы, помогает ему не только сориентироваться в окружающем мире, но и найти себя в этом мире. 

ege2018 2
is2017 2018
Для отправки обращения необходимо заполнить поля регистрационной формы и нажать кнопку «Отправить». Звездочками отмечены обязательные для заполнения поля.
1000 максимум символов
god ekolog
Месячник военно-патриотической работы «Святое дело – Родине служить!»
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)
80 лет со дня образования Краснодарского края и 225 лет с начала освоения казаками кубанских земель.