Вход на сайт

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

Главное меню

Сроки реали-зации Этапы Взаимодей-ствие
5-8 класс 9 класс 10-11 класс
  1. Подготовительный этап  
Сентябрь

Подготовка диагностических материалов.

Собеседование с классными руководителями.

Составление плана работы

Классный руководитель
Зам. директора по ВР, психолог
  2. Информационный этап  
Октябрь

Информирование учеников по проблемам досугового самоопределения.

Информирование о профильных классах данной школы и других школ района.

Информирование родителей о возможных вариантах выбора

Информиро-вание учеников о возможных вариантах выбора образователь-ного маршрута.

Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессиональ-ного самоопределения.

Представление в доступной форме профессиограмм наиболее популярных среди учащихся профессий

Классный руководитель

Психолог

  3. Диагностический этап  
Ноябрь -
Декабрь

Диагностика интересов, потребностей и склонностей:

- карта интересов;
- диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках.

Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагности-ки (определение типа мышления).

Анкетирование родителей:

- анкета “Мнение”

Изучение интересов, потребностей и склонностей:

- карта интересов;
- диагностика свойств личности.

Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагностики
(определение типа интеллекта)

Изучение интересов, потребностей и склонностей:

- карта интересов;
- диагностика свойств личности.
- анкета “Ориентация”
- опросник Дж.Голланда;

Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта);
- анкета “Стили познания”

Психолог,
учащиеся,
родители
  4. Аналитический этап  
Декабрь - Январь

Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.

Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.

Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций

Обработка и анализ результатов диагностики.

Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.

Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий

Обработка и анализ результатов диагностики.

Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.

Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий

Психолог

Учащиеся совместно с психологом

  5. Обобщающий этап  
Февраль – Март

Индивидуальное консультирова-ние учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.

Индивидуальное консультирова-ние родителей по итогам работы.

Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом

Определение основного и запасных вариантов с использова-нием алго-ритма “силь-ные и слабые стороны выбора”.

Выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору инфор-мации для окончатель-ного принятия решения по выбору профиля обучения.

Индивидуаль-ное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения

Проведение серии индивидуальных консультаций для учащихся.

Работа с учащимися по анализу основного и запасного вариантов выбора с использованием алгоритма “Мой выбор”.

Индивидуальное консультирование родителей по проблемам выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения

Психолог,
Администра-ция,
классные руководители.
  6. Заключительный этап  
Апрель -
Май
Варианты выбора образовательных маршрутов”

Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов образовательного маршрута после окончания 9 класса.

Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.

“Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руко-водителей, администрации

Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения

Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.

“Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации

Классный руководитель,
администрация
психолог

№ п\п Содержание деятельности Ответственные
  Организационная работа в школе  
1

Оформление документации.

Оформление стендов: «Мой выбор», «Профориентационная работа с ведением ФГОС».

Панарина Е.Н.

Стецук С.Н.

Стешенко Т.В.

2 Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9,11 кл.)

Панарина Е.Н.

Сонько Л.Г.

3

Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год.

Панарина Е.Н.

Стецук С.Н.

Стешенко Т.В.

4 Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации

Панарина Е.Н.

5 Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению, оформление папки по профориентации. Недвига О.Ю.
6 Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений администрация
7 Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных Стецук С.Н.
8 Введение  курсов по выбору и факультативов: «Информационная работа и профориентация» и «Мой выбор» администрация
9 Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами Стецук С.Н. классный руководитель
10 Оформление и обновление папки «Профессии, которые нам предлагают» Панарина Е.Н.
11 Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости Стецук С.Н. классный руководитель
  Работа с педагогическими кадрами.  
12 Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп Стецук С.Н.
13 Организовать для педагогов и классных руководителей цикл семинаров по теме «Теория и практика профориентационной работы» Стецук С.Н.
14 Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения.
“Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.
“Система профориентационной работы в районе,  в школе”;
“Методика профориентационной работы по возрастным группам”;
“Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;
“Методические основы профориентации во внеклассной работе”;
“Работа с учащимися по интересам”;
“Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации”;
“Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”.

Панарина Е.Н.

Стецук С.Н.

Стешенко Т.В.

15 Организовать для педагогов профконсультации
по изучению личности школьника
“Исследование готовности учащихся к выбору профессии”
“Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”,
“Изучение склонностей и интересов”,
“Изучение профессиональных намерений и планов учащихся”
Стешенко Т.В.
16 Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе Стешенко Т.В.
17 Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся

Панарина Е.Н.

Стецук С.Н.

Стешенко Т.В.

18 Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися

Стецук С.Н.

  Работа с родителями  
19 Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

Стецук С.Н.

20 Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов. Кл. руководитель,
Стешенко Т.В.
21 Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий Кл. руководитель
22 Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения Кл. руководитель
23 Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных).
“Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”
“Медицинские аспекты при выборе профессии”

Кл. руководитель,

Стецук С.Н.

24 Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации Кл. руководитель,
Стешенко Т.В.
25 Организовать для родителей встречи со специалистами.
Круглый стол “Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.
Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений
Кл. руководитель,
Стешенко Т.В.
  Работа с учащимися  
26 Допрофильная подготовка. Курсы по выбору.
«Информационная работа и профориентация» и «Мой выбор»
Учителя-предметники
Кл. руководитель
27 Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения станицы и района. Кл. руководитель
28 Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности Стешенко Т.В.Кл. руководитель
29 Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации Стешенко Т.В.
Кл. руководитель
30 Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений Кл. руководитель
31 Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся Стешенко Т.В.
32 Проведение конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.
Праздник “Город Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным”,“Фестиваль профессий”.
Классный час “Есть такая профессия – Родину защищать”.
Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”
«Мама, папа на работе»

Стецук С.Н.

Кл. руководители 1-4 классов.

33 Организация предметных недель, олимпиады по «Технологии» Учителя технологии.
34 Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)
“Сто дорог – одна твоя”
“Как претворить мечты в реальность”
“Легко ли быть молодым”
“К чему люди стремятся в жизни”
Кл. руководитель
35 Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)
“Сто дорог – одна твоя”
“Как претворить мечты в реальность”
“Легко ли быть молодым”
“К чему люди стремятся в жизни”
Кл. руководители 5-11 классов
36 Организация и проведение встреч с представителями различных профессий Кл. руководители
37 Организация экскурсий и встреч со специалистами
“Центра занятости”
Стецук С.Н.
38 Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений Стецук С.Н.
39 Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т.д.
Расширение знаний учащихся о новых профессиях учителями-предметниками
Учителя-предметники
40 Организация экскурсий в «Центр занятости», помощь в определении профиля обучения Стецук С.Н.
41 Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда Стецук С.Н.
42 Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества Учителя технологии
43 Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся Стешенко Т.В.
44 Организация пятой трудовой четверти.
Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;
- пришкольный лагерь отдыха
Стецук С.Н.
45 Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение Недвига О.Ю.

Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. По мнению родителей учащихся профориентационной деятельностью должны заниматься многие организации и учреждения, работа по самоопределению детей должна начинаться с дошкольного учреждения, но основные роли отводятся школе и семье. Часто на уровне ОУ действуют разрозненные направления профориентационной деятельности, которые не полностью способствуют самоопределению выпускника. Поэтому необходимо привести в систему всю деятельность по профориентации ученика – с 1 по 11 класс, где школа может играть роль центра. Необходимо создать систему профориентационной деятельности общеобразовательного учреждения, способствующей самоопределению ученика. Это и постарались сделать мы в своей школе. Свою систему мы назвали “Мой выбор”.

Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1 по 11 класс (“вертикаль системы”), работу школы с семьей и социумом (“горизонталь системы”). В основе системы лежит периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым (1996г.) и взаимодействие различных социальных институтов, описанное Е.Ю.Пряжниковой, Н.С.Пряжниковым.

В системе выделяются две вертикальные линии: диагностическая и развивающая. Они проходят через все этапы профориентационной деятельности школы. Таких этапов мы выделяем пять.

1 этап. “Профессии моей семьи”. 1-4 классы.

2 этап. “Я и профессии вокруг меня”. 5-8 классы.

3 этап. “Мир профессий”. 9 классы.

4 этап. “Я в мире профессий”. 10-11 классы.

5 этап. “Моя профессия”. Послешкольные учебные заведения, работа.

Диагностическая линия профориентационной деятельности включает в себя различные диагностики, опросники, анкеты и т.п., которые повторяются на каждом этапе с добавлением новых. В 1-4 классах  диагностика мотивации к учебной деятельности, в 5-8 – индивидуальных особенностей, склонностей, мотивации к социальной сфере, мотивов саморазвития. В 9 классах дополнительно диагностируется способности и мотивация учащихся к трудовой сфере, в 10-11 – мотивы профессиональной направленности.

Развивающая линия проходит через различные направления психолого-педагогической поддержки детей, предпрофильную подготовку учащихся на I и II ступенях обучения, профильное обучение на III ступени обучения.

Серия профориентационных внеклассных мероприятий мероприятий и курсов проходит через все этапы вертикали системы:  1-4 классы – “Все профессии нужны, все профессии важны”, 5-8 классы – “Сфера”, 9 классы - “Перспектива”, 10-11 класс – “Мой выбор”. Цель этих курсов – профессиональная ориентация детей с раннего возраста по период самоопределения личности выпускника.

На 1-4 этапах важно творческое преподавание традиционных учебных предметов, когда преподаватели в рамках устоявшихся курсов рассказывают учащимся о связи их предмета с близкими профессиями (профориентационные минутки и профориентационные уроки). Серия экскурсий на предприятия и организации, встречи с людьми различных профессий, получение информации о рынке труда идут в направлении знакомства детей с миром профессий поэтапно через семью, поселок, район, область, регион, страну.

В подсистему предпрофильной подготовки на I и II ступени обучения в школе входит педагогическая, психологическая, информационная и организационная поддержка учащихся начальной и основной школы. Это этап дифференциации познавательных способностей учащихся и мягкой профилизации обучения. Она осуществляется через систему кружков, факультативов, курсов по выбору и научного общества учащихся, интеллектуально-практический марафон. К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике.

С 1-го этапа действует целостная система дополнительного образования “Мой выбор”.

В рамках интеллектуально-практического марафона учителями-предметниками и учащимися профильных классов проводятся интеллектуальные игры, экскурсии, практические работы, тематические часы общения, открытые уроки, выпускаются газеты, информационные листки и т.д. В 4. 5. 7  классах вводятся факультативы, в 9 классе ведутся дополнительные образовательные курсы и курсы по выбору.

На 2 этапе в систему профориентационной деятельности включается НОУ. Цель научного общества учащихся - формирование личности школьника, способной к самовыражению и активной жизненной позиции в самореализации и профессиональном самоопределении. Поэтому одно из направлений работы НОУ - профориентация. Научно-практическая конференция “Эврика” способствует ранней профессиональной ориентации. Все творческие, реферативные, исследовательские, проектные работы учеников, тем или иным образом касающиеся мира профессий.

Школа реализует модель внутришкольной профилизации, является многопрофильной. В 10 классе открывается профили «Информационно-технологический». Десятиклассник выбирает для обязательного посещения элективные курсы - по одному в каждом полугодии. Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при помощи диагностики интересов учащихся и социальных запросов родителей. Учащийся вправе сделать набор курсов как одного профильного направления, так и разных. Наряду с профильными ведутся универсальные (общеобразовательные) курсы, по которым учащиеся обучаются в рамках традиционных программ и классных коллективов.

Педагоги ведут учащихся от школьных конкурсов через районные, областные, региональные к российским, тем самым способствуя формированию мотивов саморазвития.

Способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом и трудоустройство школьников. В школе создаются условия для пробы сил в различных профессиональных сферах. Швеи, учителя, столяры, слесари, трактористы-машинисты категории «В,С, Е»,пилоты (вожатые), журналисты, оформители,  – перечень профессий, предоставляемый ученику для выбора, способствующий реальному знакомству с миром профессий и выстраиванию личной профессиональной перспективы. День профориентации, проходящий 1 раз в год, включает в себя самые разные мероприятия: “ярмарки профессий”, профессиональная реклама и агитация, экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения, встречи школьников со специалистами по различным профессиям, просмотр фильмов и видеофильмов, “праздник труда”, повышающий престиж конкретных профессий, деловые игры, тренинги и т.д.

На 4 этапе системы школьники получают профессиональное образование: юноши – трактористы-машинисты категории «В,С, Е». Каждый этап сопровождается мониторингом результатов деятельности школы.

В системе выделяется и горизонтальная линия: школа, семья, социум. Профориентация рассматривается как система взаимодействия различных социальных институтов. Школа – координационный центр системы, центр единения ресурсов всех субъектов профориентационной деятельности в единой системе взаимоотношений агентов социализации: первичных и вторичных. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с человеком тесными личными отношениями, а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Агентами первичной социализации являются родители, члены семьи, друзья, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных организаций… Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, сотрудники СМИ, партий и т.д. Профориентационная деятельность осуществляется во взаимодействии с различными партнерами. По мнению родителей учащихся, семья наряду со школой играет важнейшую роль в самоопределении ребенка.

Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.

Основными направлениями работы школы с семьей являются: Совет школы, Управляющий  Совет, Общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительский всеобуч. Дни семейных традиций, встречи с семейными трудовыми династиями. Наряду с традиционными родительскими собраниями по профессиональной ориентации детей (“Профессии, которые выбирают наши дети”, “Склонности и интересы подростков в выборе профессии”, “Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников”) интересными формами работы с семьёй являются: родительские тренинги, чтения, вечера, индивидуальные консультации.

Важная роль отводится и другим социальным партнерам. Каждый из них выполняет свои функции через определенные направления совместной деятельности.

Образовательные учреждения. Учреждения общего образования (другие школы) способствуют обогащению представления детей об окружающем его мире. В общении со сверстниками ребенок приобретает уверенность в себе, в своих силах, понимание того, что его проблемы такие же, как и у других, находит помощь в решении этих проблем. Сотрудничество осуществляется через различные формы и направления деятельности: встречи, поездки, общение в Интернете. Особенно значимо межрегиональное сотрудничество школ. Учреждения дополнительного образования расширяют круг интересов ребенка, развивают его способности (Дом детского творчества - технические кружки, хореография, эстрада, телестудия; Детская школа искусств - музыкальное образование, художественно-оформительское, театральное, хореография; Детско-юношеская спортивная школа - спортивные секции, соревнования разных уровней). Профессиональные учебные заведения: среднеспециальные и высшие работают вместе со школой через довузовскую подготовку (ВУЗы), дни открытых дверей, встречи с представителями – преподавателями и студентами, организацию олимпиад и конкурсов для старшеклассников, экскурсии, вечера вопросов и ответов, пресс-конференции, экспресс–экзамены.

Средства массовой информации. СМИ активно участвуют в просветительской работе школьников и их родителей, организуя профконсультации в эфире и на страницах изданий. Они могут в интересной и дискуссионной форме рассматривать важные проблемы профессионального и личностного самоопределения перед широкой аудиторией, постоянно поддерживать общественный интерес к проблеме профориентации подростков, оказывая решающую роль в воздействии на социум (школьная газета - рубрика «Профессионалы дела своего», «А что интересного в мире профессий»

Службы занятости, психолого-педагогические центры. Смысл деятельности этих служб состоит в том, чтобы оказывать более конкретную и глубокую помощь самоопределяющимся подросткам, проводя диагностическую, профконсультационную работу, исходя из запросов родителей и школы (встречи с работниками службы, компьютерная диагностика, знакомство с рынком труда, знакомство с рейтингом профессий, трудоустройство старшеклассников).

Культурно-просветительские учреждения. Данные учреждения расширяют представления учащихся о мире профессий, формируют мотивы самоопределения (кинотеатр - кинолектории “Судьба профессионала”, киновстречи “Угадай профессию”, киноклуб “Моё будущее”; Библиотека  ст. Привольной –  выставка- обзор “Через книгу к профессии”, фото-конкурс “Славим руки трудовые”;  Дом культуры (картинная галерея) –«Люди земли Кубанской» Общественные организации. Общественные организации могут оказать большое значение на профориентацию школьника. Поэтому необходима совместная работа школы и различных общественных организаций (вечера-встречи с трудовыми династиями, конкурсы юных дарований, профильные лагеря, субботники, шефство).

Предприятия, организации, фирмы. Одними из главных партнеров в профориентационной работе являются предприятия, организации и фирмы, расположенные в станице, на территории района. Экскурсии на предприятия, дни открытых дверей, знакомство школьников с особенностями производства, с востребованными профессиями, встречи с профессионалами своего дела, привлечение учащихся школы к посильной работе в качестве стажеров, предоставление рабочих мест на время каникул, организация заказов, помощь в исследовательской деятельности школьников, участие в различных профориентационных мероприятиях, шефская помощь школе – возможные направления деятельности.

Органы власти. Органы власти оказывают школе поддержку и содействие в реализации проекта. Специалисты администрации района, совет депутатов, администрация сельского поселения, районный отдел образования предоставляют необходимую для работы информацию, помогают в заключение договоров, оказывают финансовую поддержку, способствуют формированию системы профориентационной деятельности школы.

Большое внимание в системе профориентационной деятельности на ранних этапах реализации проекта следует уделить работе с педагогами, так как при их подготовке в педагогических ВУЗах не уделяется должного внимания этому аспекту образования (кроме факультета психологии). На подготовительном и проектировочных этапах необходимо повысить внутреннюю и внешнюю мотивацию к инновационной деятельности через систему морального и материального стимулирования (благодарности,  аттестация на более высокую категорию, выдвижение на награждение разного уровня: благодарности и грамоты, премия главы администрации района, грамоты Министерства образования области, премия губернатора края, грамоты Министерства образования и науки РФ, звание “Почетный работник общего образования”, “Заслуженный учитель РФ”; “портфолио” педагога, участие в различных конкурсах: “Учитель года”, и др.

В изучении и исследовании по проблеме участвует весь педагогический коллектив. Обучение основным методам и формам различных направлений профориентационной работы (профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация) проходит через серию семинаров, практикумов, педагогических мастерских, тренингов, индивидуальных консультаций. С педагогами работает психолог, социальный педагог, специалисты центра занятости. Создается и постоянно пополняется банк разработок мероприятий. Формируется творческая группа педагогов – образовательный модуль “Профориентационная деятельность - основа профессионального самоопределения школьника”. Его цель – координация и организация деятельности на уровне школы. Одновременно могут работать образовательные модули “Предпрофильная подготовка учащихся на I и II ступени обучения”, “Профильное обучение в старших классах”, “Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы”.

Всей системой профориентационной деятельности школы управляет координационный совет. В его состав входят: директор школы, руководитель образовательного модуля “Профориентационная деятельность школы - путь профессионального самоопределения школьника”, представитель общеродительского комитета, старшеклассник, представитель “Ассоциации выпускников”. Совет выполняет следующие функции: координирует всю деятельность по профориентации школьников, заключает договора, взаимодействует с социумом, утверждает планы работы. Заседание координационного совета проходит 1 раз в год по определенному графику.

Мониторинг деятельности системы.

Деятельность системы требует мониторинга для дальнейшей корректировки. Критерии эффективности могут быть количественными и качественными.

Количественные: количество проконсультированных за определенное время; удельный вес тех или иных форм работы (индивидуальные консультации, массовые опросы, сколько школьников “охвачено” играми и т.п.); количество учащихся, последовавших рекомендациям психолога; количество вообще выбравших профессию; различные характеристики ЛПП (устойчивость, обоснованность и т.п. профессиональных планов).

Качественные: полнота учета основных факторов выбора профессии – учет желаний (хочу) возможностей (могу) и потребностей рынка (надо); осознанность планирования личных профессиональных перспектив (ЛПП); относительная устойчивость профессиональных перспектив; самостоятельность при планировании и реализации ЛПП; реалистичность и гибкость профессиональных перспектив; оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему.

Проводится диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.

Система профориентационной деятельности станичной школы “Мой выбор”, действующая по принципам системности, целостности, открытости позволяет решать проблему правильного выбора профессии выпускнику школы, помогает ему не только сориентироваться в окружающем мире, но и найти себя в этом мире. 

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой).
Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации в школе.
Заместитель директора по воспитательной работе, как координатор профориентационной работы в школы реализует следующие направления:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей (кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • организация занятий учащихся в сети допрофильной подготовки и профильного обучения;
  • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе допрофильной подготовки («Твоя профессиональная карьера») и профильного обучения («Технология профессионального успеха»).

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Медицинский работник:

  • способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся. 

Литература: Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие/Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 280 с. – (Воспитание и доп.образование детей).

§ 14. Как подготовить школьника к выбору профессии?

Социальная защита нужна человеку не только в период обу­чения в школе, но и после ее завершения. Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части рабочей силы, а проще говоря — к безработице. В этой ситуа­ции забота школы об обоснованном выборе профессий ее выпуск­никами, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными зада­чами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение. Это возможно только, если существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества, на­правленное на удовлетворение потребностей личности в профес­сиональном самоопределении и потребности общества в обеспе­чении социально-профессиональной структуры.

Профессиональная ориентация как сложная система, как явление междисциплинарное имеет многоплановые аспекты: социальные, экономические, психолого-педагогические, меди­ко-физиологические. Если профориентация — система, то она должна иметь структуру, состоящую из взаимосвязанных под­систем. Существуют различные подходы к этому вопросу. Традиционно выделялись следующие компоненты профориентационной работы: профессиональное просвещение, профес­сиональная активизация, профессиональная консультация, про­фессиональный отбор, профессиональная активизация, профес­сиональная адаптация. Группа ученых под руководством С.Н. Чистяковой, разработавших новую концепцию системы профессиональной ориентации школьников, предлагает структуру состоящую из 3 элементов: получение школьником знаний о себе самом (образ «Я»); информации о мире профессионально­го труда; осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности). И в том и другом варианте мы находим повторяющиеся элемен­ты, однако второй более личностно ориентирован.

В школе сложилась правильная традиция рассматривать профессиональную ориентацию как органическую составную часть учебно-воспитательного процесса, которую порой невоз­можно отделить от других направлений работы, особенно трудового и нравственного воспитания. Практически все иссле­дователи говорят о необходимости возрастного подхода в орга­низации профориентационной работы.

Опираясь на традиционную в возрастной психологии пери­одизацию, И.С. Кон определяет схожие этапы профессиональ­ного самоопределения. Первый этап — детская игра, в которой идет своеобразная «примерка» профессиональной роли. Второй этап — подростковая фантазия. Третий этап, захватывающий подростковый и часть юношеского возраста, — предваритель­ный выбор профессии на основе интересов, способностей, сие-, темы ценностей школьника. Четвертый этап — практическое принятие решения.

Характер содержания и объем работы будут, естественно, меняться в зависимости от возраста учащихся, достигая мак­симальной интенсивности в предвыпускных и выпускных клас­сах. Если в начальных классах профориентация практически сливается с трудовым воспитанием, то по мере приближения к окончанию школы должна увеличиваться собственно профориентационная работа.

В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, Является координатором всех воспитатель­ных воздействий в классе. Именно классный руководитель мо­жет реально помочь школьнику составить объективный образ собственного «Я».

Образ «Я» — это система представлений личности о себе как субъекте деятельности, включающая 3 основные составляющие: когнитивная (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях), эмоциональная (наличие оп­ределенного оценочного отношения к себе), регуляторная (воз­можность управления собственным поведением). Соответствен­но с этим определяются группы критериев сформированного образа «Я»:

1) полнота знаний о своих психолого-физиологических ре­сурсах;

2) адекватность самооценки;

3) способность к самоконтролю, регуляции поведения.

В качестве инструмента самопознания может использовать­ся методика развивающей психологической диагностики. Она позволяет учащимся получить информацию о своих индивиду­альных психологических качествах и их соответствии той или иной профессии, кроме того, создается возможность развития профессионально значимых качеств. Программа развивающей психологической диагностики охватывает следующие сферы: психофизическую, мотивационную, характерологическую, эмо­ционально-волевую, интеллектуальную и социально-психоло­гическую.

§ 15. Что такое профессиональные пробы?

Наиболее важной частью школьной профориентации явля­ются профессиональные пробы (пробы сил). Это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профес­сиональной деятельности, способствующая сознательному, обо­снованному выбору профессии.

В ходе проб школьник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Кроме того, общеизвестно, что качества формируются только в деятельности, по­этому одной из задач профессиональных проб является созда­ние поля формирования профессионально значимых качеств личности. В длительной профессиональной пробе есть некото­рый элемент профессиональной адаптации.

В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи: оказывает помощь школьникам в са­мопознании, осуществляет психологическую подготовку уча­щихся к труду, участвует в организации их общественно полез­ного и производительного труда; организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропаган­дирует те из них, которые необходимы региону; изучает лич­ность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить свое­образную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов; устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предпри­ятия, внешкольные учреждения и т.п.); проводит работу с ро­дителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем; координирует действия учителей, ра­ботающих в классе.

Обычно деятельность классного руководителя по подго­товке учащихся к сознательному выбору профессии планиру­ется в одном разделе с трудовым воспитанием. Его нередко так и называют: «Трудовое воспитание и профориентация». В содержание работы классного руководителя 8-11-х клас­сов по проблемам профессиональной ориентации можно включить следующее.

Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной дея­тельности?», «Здоровье и выбор профессии», «Уровень образо­вания и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка», «Как избежать безработицы» и др.

Встречи с представителями различных профессий, экс­курсии на производство.

Экскурсии на УПК, в профессиональные учебные заведе­ния.

Участие школьников в конкурсе «Кто больше знает о про­фессии», написание и защита рефератов о профессиях, коллек­тивное творческое дело «Защита профессий».

Включение каждого школьника в сферу, способствующую
развитию интересов и склонностей: кружковые и факультатив­ные занятия, общественная деятельность, шефская работа.

Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.

Изучение читательских интересов школьников. Совмест­ное с библиотекой составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.

Оформление на каждого учащегося профориентационного «дела», в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся, «Лист профессиональной консультации».

Рекомендации школьникам 8-9-х классов о дальнейшем
образовании и профессиональной подготовке. Оказание помо­щи в выборе профиля обучения.

Участие в работе ученических трудовых объединений.

Доклады на родительских собраниях на темы: «Что зна­чит правильно выбрать профессию», «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии». Конференция на тему: «Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание».

Экскурсии родителей на УПК.

Координация деятельности учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов, решающих зада­чи профориентационной работы с учениками.

Естественно, что приведенное выше содержание работы классного руководителя по профориентации следует рассмат­ривать как примерное. При составлении плана оно должно быть скорректировано с учетом специфики школы, класса, особен­ностей микрорайона.

Школьник является не только объектом профориентацион­ной деятельности, но одновременно и субъектом. Все наши пе­дагогические воздействия воспринимаются или отторгаются им. Как бы взрослые ни помогали молодому человеку, профессио­нальный выбор он делает сам и впоследствии сам за него несет ответственность. Исходя из этого, целесообразно составлять планы подготовки к выбору профессии каждому старшекласс­нику. Они должны носить глубоко индивидуальный характер и должны быть тесно связаны с самовоспитательной деятельно­стью.

Составление и реализация подробного плана предполага­ют сравнительно высокий уровень воспитанности школьни­ка, наличие профессиональных интересов, педагогическое руководство его самостоятельной профориентационной дея­тельностью.

 

В начальной школе важно расширить представления ребенка о различных профессиях.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя уверенно.

С 1-го года обучения учителя проводят определённую работу по расширению представлений о труде, знакомству с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания:

Экскурсия на школьный участок.

Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своём труде)

Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения.

Беседа «Весенние работы в саду, огороде, поле»

Беседы на тему «Бережное отношение к природе».

Выращивание цветочно-декоративных растений. Экскурсия в сад.

Во 2-м классе продолжаем знакомство школьников с трудом окружающих людей, углубляем представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности:

Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофёра, комбайнёра, овощевода.

Работа автоинспектора. Беседа «Будь внимателен на улице»

Знакомство с профессией портнихи.

Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке.

Профессии наших пап.

Знакомство с профессиями наших мам.

Экскурсия в библиотеку. Беседа о работе библиотекаря.

В 3-м классе продолжаем развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомим с трудом окружающих людей и их профессиями, вырабатываем первые навыки организации своей работы и работы товарищей. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы. Учащиеся проявляют активность и инициативу в поисках полезных дел:

Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода.

Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника.

Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика.

Просмотр видеофильма «Будь осторожен с огнём». Беседа о профессии пожарного.

Наши магазины. Работники магазина.

Профессии наших мам «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Знакомство с профессией повара.

В 4-х классах учителя обобщают и развивают представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжают воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда, расширяют и углубляют представления о различных профессиях:

Знакомство с профессией шофёра.

Экскурсия в школьную столовую.

Экскурсия в медпункт. Знакомство с профессиями здравоохранения.

Профессия моих родителей (встречи, беседы).

Беседа «Чем я могу помочь дома».

Проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики Беларуси в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.
Реализация Концепции профильного обучения актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии.
В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

  Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя
  Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении
  Профессии родителей
  Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься
  Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ
  Собственный практический опыт профессиональной работы
  Примеры и опыт друзей, знакомых
  Советы родителей или других родственников
  Рекомендации учителей
  Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах
  Профильное образование в 10-11-х классах
  Интуитивное принятие решений
  Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы
  Все это неважно, так как всё определяет случай
  Престиж профессии в обществе
  Другое

Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Профориентация существует не для того, чтобы увеличить конкурс в высшее учебное заведение, а для того, чтобы в последующем «не потерять» студента, который поступил в вуз. Мы «теряем» по некоторым специальностям более 10 процентов студентов в год, которые либо отчисляются за неуспеваемость, либо сами уходят или же, окончив учебное заведение, приступив к работе по специальности, приходят в ужас – «не о том мечтали». Ежегодно из-за неправильного выбора профессии отчисляются по собственному желанию 2,8 процента студентов, более 5 процентов молодых специалистов после окончания срока обязательной работы по направлению (два года) меняют род своих занятий, приобретают другую профессию.
На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

god ekolog
Для отправки обращения необходимо заполнить поля регистрационной формы и нажать кнопку «Отправить». Звездочками отмечены обязательные для заполнения поля.
1000 максимум символов
ege vse
Месячник военно-патриотической работы «Святое дело – Родине служить!»
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)
80 лет со дня образования Краснодарского края и 225 лет с начала освоения казаками кубанских земель.