Вход на сайт

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

Главное меню

Цель:  оказание помощи в выборе профессии в соответствии с со­стоянием здоровья и индивидуальными психофизиологическими особенностями.

Форма работы: лекция

В системе профессиональной ориентации молодежи большое внимание следует уделять оказанию помощи в выборе профессии в соответствии с со­стоянием здоровья и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Основой проведения медико-физиологической профконсультации является определение профессиональной пригодности подростка как наиболее полного соответствия индивидуальных особенностей организма требованиям профессии, с одной стороны, для охраны функционально неполноценного органа или системы — с другой, с целью преимущественного использования функционально развитых физиологических систем [1, 2]. Профессиональная пригодность обеспечивает успешное овладение профессией за время обучения, благоприятную адаптацию к условиям труда, хорошее качество труда и профессиональное долголетие без ущерба для здоровья.

Безусловно, каждый юноша или девушка имеет право на свободный выбор профессии. Однако опросы школьников показали, что, как правило, подростки не осведомлены об условиях, характере и интенсивности предстоящего труда и не учитывают возможного неблагоприятного влияния профессионально-производственных факторов. Они не принимают во внимание отклонения в состоянии своего здоровья, не учитывают особенности психофизиологического статуса, характера и личности.

В условиях перехода страны к рыночной экономике неизбежны интенсификация промышленного производства, рост требований к количеству и качеству труда, к уровню профессиональной подготовки молодежи, что, несомненно, вызывает ужесточение требований, предъявляемых в процессе трудовой деятельности к личности и состоянию здоровья работников. Поскольку общеизвестно, что несоответствие индивидуальных особенностей человека требованиям профессии (профессиональная непригодность) может быть источником самых неблагоприятных последствий как для физического, так и для психического здоровья, профилактическое значение медико-физиологической профессиональной консультации на современном этапе приобретает особую актуальность.

В процессе проведения медико-физиологической профконсультации подростков должна быть установлена профессиональная пригодность к видам деятельности, группам профессий или к отдельной профессии.

В связи с тем что задачей профконсультации является установление оптимального соответствия подростка избираемой профессии в плане соответствия как состояния здоровья, так и психофизиологических особенностей, медицинская профконсультация имеет 2 раздела. Первый раздел — традиционно-медицинский: врачебная профконсультация, выбор профессии с учетом состояния здоровья; второй раздел — сравнительно новый, развивающийся: медико-физиологическая профконсультация, выбор профессии с учетом индивидуальных физиологических и психофизиологических особенностей организма. Развитие каждого раздела медико-физиологической профконсультации строится на изучении требований профессии, предъявляемых к организму подростка, с одной стороны, и изучении соответствующих индивидуальных особенностей подростков — с другой. В случае врачебной профконсультации — это состояние здоровья в самом широком плане, в случае психофизиологической профконсультации — индивидуально-ти­пологические особенности.

Актуальность врачебной профконсультации обусловлена тем, что, к сожалению, довольно значительное число подростков в той или иной степени ограничены в выборе профессии из-за отклонений в состоянии здоровья, проявляющихся не только в хронических заболеваниях, но и функциональных отклонениях возрастного характера.

По данным проведенного нами [6] в 1991— 1995 гг. углубленного медицинского обследования 5820 школьников Москвы, 48,5—52,8% учащихся страдают хроническими заболеваниями, 38,2— 39,6% — функциональными расстройствами. Анализ заболеваемости показал, что более 60% подростков имеют те или иные ограничения при выборе профессии.

Задачей врачебной профконсультации является рекомендация для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья такого вида профессиональной деятельности, который бы не только не оказывал отрицательного влияния на течение заболевания и функциональное состояние организма в целом, но и способствовал коррекции имеющихся изменений, имел бы оздоровительное значение. Правильный подбор вида труда — одно из важнейших мероприятий по профилактике прогрессирования хронических заболеваний, перехода функциональных отклонений в органические изменения, профилактике инвалидности.

Врачебная профконсультация имеет 2 основных направления: 1) врачебный профессиональный отбор — медицинское заключение о возможности вы­полнения конкретной профессии; 2) врачебная профессиональная ориентация — рекомендация учащемуся, имеющему отклонения в состоянии здоровья, в отношении ряда профессий, которые максимально соответствуют его состоянию здоровья.

Цель врачебной профориентации — помочь учащимся выбрать профессию для работы на производстве, а при желании — получить образование в техникумах и вузах.

Данные научных исследований по объему врачебной профконсультации среди школьников 7-11-х классов средних общеобразовательных школ, проводимые в 70—80-е годы, показали, что более половины школьников (58%), имеющих как хронические заболевания, так и функциональные отклонения, нуждались в ограничениях при выборе профессии. Приведенные данные указывают на большой объем и огромную социальную значимость работы по врачебной профориентации учащихся образовательных учреждений, поскольку именно в этот жизненный период они выбирают свой дальнейший трудовой путь, не учитывая при этом, как правило, состояние своего здоровья.

Медицинские противопоказания к выбору профессии обусловлены в основном 2 причинами: первая и основная — характер труда или условия про­изводственной среды, в которой осуществляется работа по какой-то конкретной профессии, могут оказать неблагоприятное влияние на течение хронического заболевания, способствовать частым обострениям и прогрессированию его, вторая — имеющееся заболевание или, что встречается чаще, анатомический дефект препятствует качественному выполнению работы.

Для соответствия углубленных осмотров задачам профконсультации они должны обеспечивать:

— выявление возрастных функциональных отклонений;

— раннюю диагностику заболеваний, оценку функционального состояния системы (органа) и определение степени ее недостаточности;

— тщательное исследование функции зрительного, слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата с целью наиболее оптимального подбора профессий, соответствующих состоянию этих систем;

— специальные дополнительные исследования тex функций организма, к которым предъявляются повышенные требования выбранного профессио­нального труда.

Для правильного и более рационального решения вопросов профессиональной пригодности учащихся с отклонениями в состоянии здоровья на основании детального изучения санитарных характеристик каждой профессии непосредственно на производстве разработаны и внедрены в повсе­дневную практику здравоохранения научно обоснованные перечни медицинских противопоказаний к приему подростков на профессиональное обучение, в высшие и средние учебные заведения, являющиеся основным регламентирующим документом при проведении врачебной профконсуль-тации. Они разработаны по нозологическим формам заболеваний и ряду функциональных нарушений, наиболее часто встречающихся в молодом возрасте, и включают в себя: внутреннюю патологию, заболевания нервно-психической сферы, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, заболевания кожи, органов уха, горла, носа, зрения с учетом возрастных особенностей, течения заболевания и его тяжести, клинического прогноза, компенсаторных возможностей организма, а также выраженности того или иного анатомического дефекта.

Перечни медицинских противопоказаний являются одним из основных пособий, используемых при проведении врачебной профконсультации. Сборники 1—9 медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков выпуска 1985—1988 гг. составлены таким образом, чтобы они могли быть максимально использованы при работе врача по врачебной профконсультации. К каждой статье расписания болезней и функциональных отклонений перечисляются доступные профессии и дается перечень противопоказанных факторов трудового процесса и окружающей сре­ды, что способствует формированию у врача наиболее правильного экспертного мышления.

На основании результатов врачебного освидетельствования подростка, учета санитарно-гигиенических условий избираемого вида труда, желания и наклонностей подростка, педагогической характеристики, в которой должны быть отражены характер, степень ответственности, сосредоточенность, особенности реакции, успеваемость, интерес к отдельным отраслям знаний, составляется врачебно-профконсультационное заключение. В заключении должен быть сформулирован ответ в отношении соответствия или несоответствия состояния здоровья подростка избираемому труду. Одновременно необходимо дать рекомендации в отношении ряда профессий, которые в большей степени соответствуют состоянию здоровья обследуемого

Необходимость проведения профориентации подростков по психофизиологическим показателям обусловлена тем, что современные профессии во многих случаях предъявляют в процессе труда к организму и личности работника специфические, а часто и жесткие профессиональные требования, предполагающие развитие у него достаточного, а подчас и очень высокого уровня определенных качеств.

В то же время установлено, что до 95% школьников при выборе профессии совершенно не оценивают собственные способности к тем или иным видам деятельности, не учитывают возможность профессиональной непригодности к некоторым из них.

Выбор подростками будущей профессии без учета индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей может привести к ком­плексу неблагоприятных социально-биологических последствий: ухудшению состояния здоровья, неудовлетворенности профессией, низкой произ­водительности труда, большой текучести кадров среди молодых рабочих.

В процессе осуществления психофизиологической профконсультации необходимо дать оценку степени развития у данного подростка "профессио­нально значимых" [2] или "ключевых" [4] психофизиологических функций и качеств, выявить слабые и сильные стороны его психофизиологического статуса и в соответствии с этим рекомендовать выбор тех видов деятельности, которые соответствуют этому статусу. Профессионально значимые психофизиологические функции и качества, к которым в процессе работы предъявляются требования различными видами труда, в основном представлены 4 комплексами:

1) двигательные (моторные): мышечная сила и выносливость, показатели координационных свойств;

2) сенсорные (функции анализаторов): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная устойчивость;

3) индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности: возбудимость, сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов, характер корково-подкорко-вых взаимоотношений;

4) аттенционные и мнемические: свойства внимания и памяти.

Профессиональная пригодность по психофизиологическим показателям прежде всего обеспечивает успешное освоение профессии, овладение профессиональными навыками. Однако значение психофизиологического соответствия человека профессии не ограничивается успешностью освоения профессии. Оно, кроме того, обусловливает особенности адаптации организма к комплексу профессионально-производственных факторов.

По данным Т. А. Родионовой [7], у подростков-ткачей, чьи индивидуально-психофизиологические особенности не соответствовали профессиональным требованиям, уже на первом году самостоятельной работы заболеваемость с временной утратой трудоспособности была в несколько раз выше, чем у профпригодных подростков.

Особый интерес представляют полученные в последние годы данные о связи характера влияния неблагоприятных профессионально-производственных факторов с индивидуально-типологическими особенностями работников. Известно, что профессиональная патология возникает далеко не у всех лиц, работающих в неблагоприятных условиях, однако причины этого явления до сих пор были практически неизвестны. В ряде работ [3, 5, 7—10] прослежена зависимость раннего возникновения последствий неблагоприятных профессио­нальных воздействий от индивидуальных особенностей организма (возраст, степень биологической зрелости, индивидуально-типологические особен­ности), что открывает путь к выявлению лиц, по своим психофизиологическим особенностям подверженных неблагоприятным воздействиям, т. е. к проведению профессионального отбора, направленного на предотвращение профессиональной патологии.

Индивидуальная профконсультация, рекомендация профессий или видов деятельности должна базироваться на учете индивидуальных данных подростка (состояние здоровья, физиологические и психофизиологические особенности) и знаниях всех требований, которые предъявляются к организму работника профессиями или видами деятельности. В связи с этим одним из важнейших ин­струментов проведения медико-физиологической профконсультации должны быть детальные профессиограммы, отражающие по возможности весь комплекс требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к организму человека.

В профконсультационной профессиограмме, помимо физиологических и психофизиологических особенностей труда, должна быть отражена характеристика санитарно-гигиенических условий, в которых он протекает. Известно, что именно факторы производственной среды очень часто предъявляют существенные требования к организму работника, особенно к со­стоянию здоровья, и в первую очередь должны учитываться при проведении профконсультации.

Медицинская и психофизиологическая консультация должна быть дана задолго до окончания общеобразовательного учреждения, чтобы учащийся и его родители сознательно подготовились к тому, что некоторые профессии являются для него недопустимыми и поэтому следует ориентироваться на другие виды деятельности.

Так по мнению [] медицинскую профориентацию необходимо начинать в школе с 5—6-го класса и продолжать на протяжении всего периода получения общего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Юноши и девушки должны располагать информацией о влиянии профессиональных факторов на организм и возможном ухудшении здоровья под их воздействием, о требованиях, предъявляемых различными видами труда к работнику, о профессионально значимых психофизиологических функциях и качествах, от уровня развития которых может зависеть успешность освоения профессии и работы в ней.

Правильный и своевременный (к моменту окончания школы) выбор профессии в условиях большого их числа и наличия жестких требований, предъявляемых многими из них к состоянию здоровья и индивидуальным психофизиологическим и личностным особенностям работника, может быть обеспечен только с помощью специалистов разного профиля (врачей, психофизиологов, психологов, педагогов). В процессе профориентации каж­дого школьника необходимо собрать данные о состоянии его здоровья (наличие или отсутствие медицинских противопоказаний), психофизиологи­ческих и личностных особенностях, профессиональных склонностях и намерениях, а также получить педагогические характеристики, содержащие сведения об успешности освоения различных видов труда. Интеграция всех этих данных позволит вынести обоснованные рекомендации по выбору профессии.

В связи с необходимостью проведения массовых комплексных исследований школьников и имея в виду возможности современной электронной техники, целесообразно поставить задачу разработки автоматизированной системы "Профориентация в школе", состоящей из различных блоков, главные из которых — "Здоровье и выбор профессии", "Психофизиологические особенности организма и выбор профессии", "Личность и выбор профессии".

Таким образом своевременное качественное осуществление всего комплекса профессиональной консультации подростков наряду с другими профи­лактическими мероприятиями является основой сохранения состояния здоровья, возможности наиболее эффективного трудоустройства и морального удовлетворения в дальнейшем при работе по избранной профессии.
Литература
1. Громбах С. М. // Гигиена детей и подростков. — М., 1977. -С. 13-28.
2. Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. — М., 1977.
3. Круглова И. И. // Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М., 1991. — С. 69-76.
4. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. — М., 1980.

god ekolog
Для отправки обращения необходимо заполнить поля регистрационной формы и нажать кнопку «Отправить». Звездочками отмечены обязательные для заполнения поля.
1000 максимум символов
ege vse
Месячник военно-патриотической работы «Святое дело – Родине служить!»
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)
80 лет со дня образования Краснодарского края и 225 лет с начала освоения казаками кубанских земель.