Вход на сайт

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

Главное меню

Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.

Задачи:

  • изучить особенности профессионального самоопределения подростков;
  • развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей;
  • побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Форма работы: лекция.

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно.

В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека сделать время своим союзником в выборе жизненного пути [1].

Современный ритм жизни несколько стремителен, а возможностей не явилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: “Как выбирать профессию?” но и “Когда выбирать профессию?”

Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать во время. Возможности, появившиеся в отечественном образовании в последнее время станут вашими возможностями, если вы и ребенок начнете планировать карьеру и реализовывать план с 8-9 класса.

Чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе профессии, уже на начальном этапе обучения в училище, техникуме или ВУЗе, мы попытаемся разобраться.

Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.

Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии.

Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей.

Есть очевидные ошибки – например неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.

Некоторые родители, проявляя бурную заботу о “выгодном”, “удобном”, “беспроигрышном” устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от “своего” выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них не сложилось, не удалось [2].

Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них [1]. Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить “назло” родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.

Нужно найти “золотую середину” между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайняя позиция: “Пусть все решает сам” и “Что он без меня решит” - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

  • Знания родителями интересов и потребностей ребенка;
  • Умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;
  • Общаться с детьми нестандартно, естественно;
  • Глубоко “по-настоящему” чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;
  • Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;

Умение требовать, поощрять и наказывать [3].

Что же можно посоветовать детям, решающим вопрос “Кем быть?”, как предостеречь их от ошибок в выборе профессии?”.

Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии. Их можно условно разделить на три группы:

1 из них - недостаточная информированность о профессиях.

Опрос показал, что ориентация школьников в мире профессий довольно однобокая диапазон специальностей, на которые нацеливаются учащиеся зачастую очень узок: учащиеся называют в своих ответах всего около 20 профессий в то время, как их рассчитывается около 40 тысяч [4].

Школьники почти не обладают информацией о содержании профессии. Хотят быть бухгалтерами, но дальше фразы “бухгалтер начисляет зарплату” их представления об этой профессии не идут. Выбирают профессию юриста и не могут сказать, чем он занимается.

Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии.

Найдите и прочитайте вместе с сыном или дочерью специальную литературу о заинтересовавшей профессии, ознакомьтесь с профессиограммой, поговорите с человеком этой профессией, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста.

Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессий. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

  • Сложности с трудоустройством;
  • Длительное время профессиональной подготовки;
  • Трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
  • Сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда или он может работать на будущее);
  • Профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического [3].

Вторая группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессий необходимо в них разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности.

Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит как их переоценка, так и недооценка. В первом случае это может привести к негативным результатам на вступительных экзаменах или во время учебы в ВУЗе. Во втором, вместо желаемой специальности, получение которой связано с прохождением большого конкурса, нередко выбирают другую, более надежную с точки зрения попадания в ВУЗ.

Разобраться в себе, свои личностных особенностях, реально оценить способности – для подростков это бывает трудной задачей, им необходим совет знающего их человека, и, прежде всего, родителей. Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Учащиеся часто склонны переоценивать свое здоровье, не замечать незначительные с их точки зрения “болячки”. Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей [3].

3 группа ошибок: Незнание самих правил выбора профессий

Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с нею образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.

Не надо поддаваться рекламным стереотипам, необходимо узнать не только о радужной стороне профессий, но и о теневой.

Не может быть надежным и мотивированным выбор профессии или место работы за компанию с друзьями, одноклассниками. Многие подростки после девятого класса идут в десятый из-за неосознанной боязни расстаться с привычным окружением, многие не могут ясно определить свое будущее и тянуться к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают не свою профессию, а профессию друга.

Распространенная ошибка как школьника, так и их родителей – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.

Это некоторые распространенные ошибки при выборе профессии, знания их убережет от многих случайностей.

Очень важно помочь ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным, пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, что ребенок продумал сделанный им выбор вовремя.

Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу – одно из лучших решений.

Хочется отметить, что к психологу обращаются две категории родителей: те, которые не знают, на кого переложить ответственность за принятие решения, и те, кто успешно содействует самоопределению ребенка и стремится принимать решения, обладая исчерпывающей информацией. Профконсультант поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности и намерения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей [2].

Вашему ребенку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

  • Профессии, который ребенок наметил для себя, как желанные, мало согласуются друг с другом;
  • Ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;
  • Выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями;
  • Ребенок не редко принимает решения под влиянием своих друзей.

Родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если ваше чадо начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решения. Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.

Используемая литература.

  1. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Питер, 2005.
  2. Махаева О.Л., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ “Перспектива”, 2005.
  3. Основы выбора профессии. Факультативный курс для выпускников школ, часть 3. – Вологда, 1997.
  4. Психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Фликта, 2003.

Цель:  оказание помощи в выборе профессии в соответствии с со­стоянием здоровья и индивидуальными психофизиологическими особенностями.

Форма работы: лекция

В системе профессиональной ориентации молодежи большое внимание следует уделять оказанию помощи в выборе профессии в соответствии с со­стоянием здоровья и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Основой проведения медико-физиологической профконсультации является определение профессиональной пригодности подростка как наиболее полного соответствия индивидуальных особенностей организма требованиям профессии, с одной стороны, для охраны функционально неполноценного органа или системы — с другой, с целью преимущественного использования функционально развитых физиологических систем [1, 2]. Профессиональная пригодность обеспечивает успешное овладение профессией за время обучения, благоприятную адаптацию к условиям труда, хорошее качество труда и профессиональное долголетие без ущерба для здоровья.

Безусловно, каждый юноша или девушка имеет право на свободный выбор профессии. Однако опросы школьников показали, что, как правило, подростки не осведомлены об условиях, характере и интенсивности предстоящего труда и не учитывают возможного неблагоприятного влияния профессионально-производственных факторов. Они не принимают во внимание отклонения в состоянии своего здоровья, не учитывают особенности психофизиологического статуса, характера и личности.

В условиях перехода страны к рыночной экономике неизбежны интенсификация промышленного производства, рост требований к количеству и качеству труда, к уровню профессиональной подготовки молодежи, что, несомненно, вызывает ужесточение требований, предъявляемых в процессе трудовой деятельности к личности и состоянию здоровья работников. Поскольку общеизвестно, что несоответствие индивидуальных особенностей человека требованиям профессии (профессиональная непригодность) может быть источником самых неблагоприятных последствий как для физического, так и для психического здоровья, профилактическое значение медико-физиологической профессиональной консультации на современном этапе приобретает особую актуальность.

В процессе проведения медико-физиологической профконсультации подростков должна быть установлена профессиональная пригодность к видам деятельности, группам профессий или к отдельной профессии.

В связи с тем что задачей профконсультации является установление оптимального соответствия подростка избираемой профессии в плане соответствия как состояния здоровья, так и психофизиологических особенностей, медицинская профконсультация имеет 2 раздела. Первый раздел — традиционно-медицинский: врачебная профконсультация, выбор профессии с учетом состояния здоровья; второй раздел — сравнительно новый, развивающийся: медико-физиологическая профконсультация, выбор профессии с учетом индивидуальных физиологических и психофизиологических особенностей организма. Развитие каждого раздела медико-физиологической профконсультации строится на изучении требований профессии, предъявляемых к организму подростка, с одной стороны, и изучении соответствующих индивидуальных особенностей подростков — с другой. В случае врачебной профконсультации — это состояние здоровья в самом широком плане, в случае психофизиологической профконсультации — индивидуально-ти­пологические особенности.

Актуальность врачебной профконсультации обусловлена тем, что, к сожалению, довольно значительное число подростков в той или иной степени ограничены в выборе профессии из-за отклонений в состоянии здоровья, проявляющихся не только в хронических заболеваниях, но и функциональных отклонениях возрастного характера.

По данным проведенного нами [6] в 1991— 1995 гг. углубленного медицинского обследования 5820 школьников Москвы, 48,5—52,8% учащихся страдают хроническими заболеваниями, 38,2— 39,6% — функциональными расстройствами. Анализ заболеваемости показал, что более 60% подростков имеют те или иные ограничения при выборе профессии.

Задачей врачебной профконсультации является рекомендация для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья такого вида профессиональной деятельности, который бы не только не оказывал отрицательного влияния на течение заболевания и функциональное состояние организма в целом, но и способствовал коррекции имеющихся изменений, имел бы оздоровительное значение. Правильный подбор вида труда — одно из важнейших мероприятий по профилактике прогрессирования хронических заболеваний, перехода функциональных отклонений в органические изменения, профилактике инвалидности.

Врачебная профконсультация имеет 2 основных направления: 1) врачебный профессиональный отбор — медицинское заключение о возможности вы­полнения конкретной профессии; 2) врачебная профессиональная ориентация — рекомендация учащемуся, имеющему отклонения в состоянии здоровья, в отношении ряда профессий, которые максимально соответствуют его состоянию здоровья.

Цель врачебной профориентации — помочь учащимся выбрать профессию для работы на производстве, а при желании — получить образование в техникумах и вузах.

Данные научных исследований по объему врачебной профконсультации среди школьников 7-11-х классов средних общеобразовательных школ, проводимые в 70—80-е годы, показали, что более половины школьников (58%), имеющих как хронические заболевания, так и функциональные отклонения, нуждались в ограничениях при выборе профессии. Приведенные данные указывают на большой объем и огромную социальную значимость работы по врачебной профориентации учащихся образовательных учреждений, поскольку именно в этот жизненный период они выбирают свой дальнейший трудовой путь, не учитывая при этом, как правило, состояние своего здоровья.

Медицинские противопоказания к выбору профессии обусловлены в основном 2 причинами: первая и основная — характер труда или условия про­изводственной среды, в которой осуществляется работа по какой-то конкретной профессии, могут оказать неблагоприятное влияние на течение хронического заболевания, способствовать частым обострениям и прогрессированию его, вторая — имеющееся заболевание или, что встречается чаще, анатомический дефект препятствует качественному выполнению работы.

Для соответствия углубленных осмотров задачам профконсультации они должны обеспечивать:

— выявление возрастных функциональных отклонений;

— раннюю диагностику заболеваний, оценку функционального состояния системы (органа) и определение степени ее недостаточности;

— тщательное исследование функции зрительного, слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата с целью наиболее оптимального подбора профессий, соответствующих состоянию этих систем;

— специальные дополнительные исследования тex функций организма, к которым предъявляются повышенные требования выбранного профессио­нального труда.

Для правильного и более рационального решения вопросов профессиональной пригодности учащихся с отклонениями в состоянии здоровья на основании детального изучения санитарных характеристик каждой профессии непосредственно на производстве разработаны и внедрены в повсе­дневную практику здравоохранения научно обоснованные перечни медицинских противопоказаний к приему подростков на профессиональное обучение, в высшие и средние учебные заведения, являющиеся основным регламентирующим документом при проведении врачебной профконсуль-тации. Они разработаны по нозологическим формам заболеваний и ряду функциональных нарушений, наиболее часто встречающихся в молодом возрасте, и включают в себя: внутреннюю патологию, заболевания нервно-психической сферы, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, заболевания кожи, органов уха, горла, носа, зрения с учетом возрастных особенностей, течения заболевания и его тяжести, клинического прогноза, компенсаторных возможностей организма, а также выраженности того или иного анатомического дефекта.

Перечни медицинских противопоказаний являются одним из основных пособий, используемых при проведении врачебной профконсультации. Сборники 1—9 медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков выпуска 1985—1988 гг. составлены таким образом, чтобы они могли быть максимально использованы при работе врача по врачебной профконсультации. К каждой статье расписания болезней и функциональных отклонений перечисляются доступные профессии и дается перечень противопоказанных факторов трудового процесса и окружающей сре­ды, что способствует формированию у врача наиболее правильного экспертного мышления.

На основании результатов врачебного освидетельствования подростка, учета санитарно-гигиенических условий избираемого вида труда, желания и наклонностей подростка, педагогической характеристики, в которой должны быть отражены характер, степень ответственности, сосредоточенность, особенности реакции, успеваемость, интерес к отдельным отраслям знаний, составляется врачебно-профконсультационное заключение. В заключении должен быть сформулирован ответ в отношении соответствия или несоответствия состояния здоровья подростка избираемому труду. Одновременно необходимо дать рекомендации в отношении ряда профессий, которые в большей степени соответствуют состоянию здоровья обследуемого

Необходимость проведения профориентации подростков по психофизиологическим показателям обусловлена тем, что современные профессии во многих случаях предъявляют в процессе труда к организму и личности работника специфические, а часто и жесткие профессиональные требования, предполагающие развитие у него достаточного, а подчас и очень высокого уровня определенных качеств.

В то же время установлено, что до 95% школьников при выборе профессии совершенно не оценивают собственные способности к тем или иным видам деятельности, не учитывают возможность профессиональной непригодности к некоторым из них.

Выбор подростками будущей профессии без учета индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей может привести к ком­плексу неблагоприятных социально-биологических последствий: ухудшению состояния здоровья, неудовлетворенности профессией, низкой произ­водительности труда, большой текучести кадров среди молодых рабочих.

В процессе осуществления психофизиологической профконсультации необходимо дать оценку степени развития у данного подростка "профессио­нально значимых" [2] или "ключевых" [4] психофизиологических функций и качеств, выявить слабые и сильные стороны его психофизиологического статуса и в соответствии с этим рекомендовать выбор тех видов деятельности, которые соответствуют этому статусу. Профессионально значимые психофизиологические функции и качества, к которым в процессе работы предъявляются требования различными видами труда, в основном представлены 4 комплексами:

1) двигательные (моторные): мышечная сила и выносливость, показатели координационных свойств;

2) сенсорные (функции анализаторов): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная устойчивость;

3) индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности: возбудимость, сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов, характер корково-подкорко-вых взаимоотношений;

4) аттенционные и мнемические: свойства внимания и памяти.

Профессиональная пригодность по психофизиологическим показателям прежде всего обеспечивает успешное освоение профессии, овладение профессиональными навыками. Однако значение психофизиологического соответствия человека профессии не ограничивается успешностью освоения профессии. Оно, кроме того, обусловливает особенности адаптации организма к комплексу профессионально-производственных факторов.

По данным Т. А. Родионовой [7], у подростков-ткачей, чьи индивидуально-психофизиологические особенности не соответствовали профессиональным требованиям, уже на первом году самостоятельной работы заболеваемость с временной утратой трудоспособности была в несколько раз выше, чем у профпригодных подростков.

Особый интерес представляют полученные в последние годы данные о связи характера влияния неблагоприятных профессионально-производственных факторов с индивидуально-типологическими особенностями работников. Известно, что профессиональная патология возникает далеко не у всех лиц, работающих в неблагоприятных условиях, однако причины этого явления до сих пор были практически неизвестны. В ряде работ [3, 5, 7—10] прослежена зависимость раннего возникновения последствий неблагоприятных профессио­нальных воздействий от индивидуальных особенностей организма (возраст, степень биологической зрелости, индивидуально-типологические особен­ности), что открывает путь к выявлению лиц, по своим психофизиологическим особенностям подверженных неблагоприятным воздействиям, т. е. к проведению профессионального отбора, направленного на предотвращение профессиональной патологии.

Индивидуальная профконсультация, рекомендация профессий или видов деятельности должна базироваться на учете индивидуальных данных подростка (состояние здоровья, физиологические и психофизиологические особенности) и знаниях всех требований, которые предъявляются к организму работника профессиями или видами деятельности. В связи с этим одним из важнейших ин­струментов проведения медико-физиологической профконсультации должны быть детальные профессиограммы, отражающие по возможности весь комплекс требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к организму человека.

В профконсультационной профессиограмме, помимо физиологических и психофизиологических особенностей труда, должна быть отражена характеристика санитарно-гигиенических условий, в которых он протекает. Известно, что именно факторы производственной среды очень часто предъявляют существенные требования к организму работника, особенно к со­стоянию здоровья, и в первую очередь должны учитываться при проведении профконсультации.

Медицинская и психофизиологическая консультация должна быть дана задолго до окончания общеобразовательного учреждения, чтобы учащийся и его родители сознательно подготовились к тому, что некоторые профессии являются для него недопустимыми и поэтому следует ориентироваться на другие виды деятельности.

Так по мнению [] медицинскую профориентацию необходимо начинать в школе с 5—6-го класса и продолжать на протяжении всего периода получения общего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Юноши и девушки должны располагать информацией о влиянии профессиональных факторов на организм и возможном ухудшении здоровья под их воздействием, о требованиях, предъявляемых различными видами труда к работнику, о профессионально значимых психофизиологических функциях и качествах, от уровня развития которых может зависеть успешность освоения профессии и работы в ней.

Правильный и своевременный (к моменту окончания школы) выбор профессии в условиях большого их числа и наличия жестких требований, предъявляемых многими из них к состоянию здоровья и индивидуальным психофизиологическим и личностным особенностям работника, может быть обеспечен только с помощью специалистов разного профиля (врачей, психофизиологов, психологов, педагогов). В процессе профориентации каж­дого школьника необходимо собрать данные о состоянии его здоровья (наличие или отсутствие медицинских противопоказаний), психофизиологи­ческих и личностных особенностях, профессиональных склонностях и намерениях, а также получить педагогические характеристики, содержащие сведения об успешности освоения различных видов труда. Интеграция всех этих данных позволит вынести обоснованные рекомендации по выбору профессии.

В связи с необходимостью проведения массовых комплексных исследований школьников и имея в виду возможности современной электронной техники, целесообразно поставить задачу разработки автоматизированной системы "Профориентация в школе", состоящей из различных блоков, главные из которых — "Здоровье и выбор профессии", "Психофизиологические особенности организма и выбор профессии", "Личность и выбор профессии".

Таким образом своевременное качественное осуществление всего комплекса профессиональной консультации подростков наряду с другими профи­лактическими мероприятиями является основой сохранения состояния здоровья, возможности наиболее эффективного трудоустройства и морального удовлетворения в дальнейшем при работе по избранной профессии.
Литература
1. Громбах С. М. // Гигиена детей и подростков. — М., 1977. -С. 13-28.
2. Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. — М., 1977.
3. Круглова И. И. // Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М., 1991. — С. 69-76.
4. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. — М., 1980.

Каждый серьезный шаг в жизни сопровождается стрессом, а также страхами, которые нужно преодолеть. Что делать – рисковать в попытке приобрести профессию мечты или плыть по течению, как найти свое призвание?

В первую очередь нужно преодолеть страхи и опасения.

Самый главный из них: «Я – бездарность, талантов и способностей у меня нет».

Нет людей, у которых отсутствуют таланты и способности, есть те, кто занимается не своим делом. Попытайтесь для начала определить, к чему вы тяготеете – к точным, естественным или гуманитарным наукам. Затем ищите ту нишу, которая позволит вам проявить себя. Если вы – гуманитарий, вас могут интересовать языки, искусствоведение или другие предметы. Любители естественных наук выбирают, например, из химии и биологии. Но не ищите сразу возможность получить диплом какой-то конкретной узкой  специальности, выбирайте факультет, на котором будете изучать широкий спектр предметов по вашим интересам. Вполне возможно, что к окончанию вуза  вы несколько смените свои приоритеты, кроме того, знания многих дисциплин дадут вам возможность при необходимости уйти в смежную специальность.

Зарабатывают не специальности, зарабатывают люди. Если человек – виртуоз своего дела, у него будет клиентура, а соответственно – заработки. Люди, у которых есть диплом престижной специальности, а практических умений нет, на хорошую зарплату не могут рассчитывать, разве что благодаря связям, папам-мамам, но тут уж ничего нельзя изменить.

Выбирайте любимую работу – клиенты чувствуют, когда человек живет своим делом. Мало того, нелюбимая профессия отбирает огромное количество нервной энергии.

Как правило, об этом заявляют те, кто мечтает заниматься спортом или танцами. Но мы знаем немало примеров, когда люди увлекались каким-либо видом спорта в достаточно зрелом возрасте. Не достигнув высот в роли спортсмена, всегда можно многого добиться в качестве тренера, владельца спортивного зала и так далее.

Не всегда учеба по выбранной профессии будет по карману, но можно найти, кто оплатит вам обучение: вы можете поступить по целевому направлению или заключить договор с коммерческой структурой, что она вам оплатит обучение, а вы отработаете потраченные на ваше образование деньги. Кроме того, есть возможность образовательного кредита. Помните главное: никто не поможет просто парню с улицы, который заявит, что хочет учиться, нужно заинтересовать потенциальных спонсоров вашей учебы. Для этого вам придется устроиться в соответствующую структуру на работу и доказать, что вы – человек серьезный.

Профессия – это надолго, а может, даже навсегда. Поэтому учтите собственные особенности организма при выборе специальности. Например, работа, при которой придется бодрствовать по ночам, придется по нраву «совам», а для «жаворонков» станет каторгой. Коммуникабельность поможет вам на должности, которая предполагает общение со многими людьми – и будет вас тяготить, если работа требует уединенности и сосредоточенности. Проанализируйте, являетесь ли вы лидером в коллективе или ведомым – лидеру трудно будет подчиняться, но ведомому не менее трудно будет возглавить коллектив и привести его к успеху.

Не ломайте себя ради призрачных представлений об успехе. Иначе вы получите не признание, а неврозы. И не бойтесь пробовать свои силы в разных сферах и отраслях!

god ekolog
Для отправки обращения необходимо заполнить поля регистрационной формы и нажать кнопку «Отправить». Звездочками отмечены обязательные для заполнения поля.
1000 максимум символов
ege vse
Месячник военно-патриотической работы «Святое дело – Родине служить!»
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)
80 лет со дня образования Краснодарского края и 225 лет с начала освоения казаками кубанских земель.