Вход на сайт

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

Главное меню

Пояснительная записка.

     Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе   авторской  программы  курса «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 1-4 классов, авторы Ерёменко Е.Н., Мирук М.В.  Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. – Краснодар: Перспективы образования,  2013г.

Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что, имея ярко выраженный ин   интегративный характер, она соединя­ет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность даёт ребёнку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.

Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблемати­кой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспита­ния гражданина России; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе - развитие и вос­питание гуманной, социально активной личности, относящейся ответ­ственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно - к жителям края.

Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся призвана решать следующие задачи:

-    воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;

-    развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;

-     формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств лич­ности ребенка, толерантного отношения к людям разных национально­стей, вероисповеданий;

-     развитие креативности младшего школьника, способности к пози­тивному преобразованию окружающего мира.

 Общая характеристика учебного курса.

Предмет призван активизировать знания учащихся о природе Кубани, общественно-культурной жизни человека в историческом развитии, что необходимо учитывать при отборе материала. Важно научить младшего школьника объяснять различные явления окружающих) мира, системати­зируя как непосредственный, так и «энциклопедический» опыт ребёнка. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и на вопрос «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину мира, историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать млад­ших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самосто­ятельно определять личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

При изучении «Кубановедения» в начальной школе младший школь­ник узнаёт об особенностях природы и исторического развития Кубани, о писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, о хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экс­курсий, младшие школьники больше узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, аула, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с уст­ным народным творчеством, бытом своих предков.

Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные способ­ности младших школьников в ходе грамотно организованной коллектив­но-распределительной деятельности. Для более успешного усвоения ма­териала учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: очные и заочные путешествия по краю, экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи, уроки-исследования, встречи с интересными людьми. Такие формы работы позволят обеспечить нако­пление чувственного, эмоционального опыта ребёнка. Общение с при­родой, знакомство с позитивным социальным опытом при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свой край и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани.

Особое внимание следует уделить знакомству учащихся с различными способами исследования (наблюдение, изучение научной литературы, ис­пользование интернет-ресурсов), а также с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). Это позволяет универсализи­ровать умения ребят, изучать кубановедение на метапредметном уровне.

Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он содержательно итерируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобрази­тельное искусство», «Технология». Рекомендуемая последовательность изучения курса позволяет создать необходимые условия для освоения в дальнейшем соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметных курсов.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальней­шем на этой базе даёт возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. Содержание первого года обучения по­священо изучению того, что ближе всего ребёнку 6 - 7-летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, родным местам. Актуализация знаний учащегося, обращение к его пережитому опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка - всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания - прин­ципу природосообразности. Второй год обучения - изучение своего населённого пункта, его географического положения, растительного и животного мира своей местности. Учащиеся исследуют традиции жите­лей своего города, района, основные занятия своих земляков. В третьем классе, школьники узнают о крае, его географических и климатических особенностях, природе, жителях, людях разных национальностей. Чет­вёртый год посвящен изучению особенностей своего края как части Российской Федерации, его уникальности, заслуг его жителей перед Родиной.

   Описание места учебного предмета в учебном плане.    

Программа рассчитана на 135 часов, из них в 1 классе отведено 33 часа, во 2, 3, 4 классах - по 34 часа.  При этом  на неаудиторные занятия в 1 классе отведено 7 часов, во  2 классе  - 10 часов, в  3 классе – 6 часов, в 4 классе – 7 часов.

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.

Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем его мире. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания лично­сти, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов Рос­сии от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

                        Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета.

В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начально­го общего образования должно обеспечиваться достижение обучающи­мися:

-     воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобре­тений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его тради­ций,значимых исторических событий;

-    воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потреб­ность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов направлен на приобретение обучаю­щимися социальных знаний:

-    о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;               

-     об основных исторических событиях, памятных местах, персона­лиях;

-    о природных, климатических условиях Краснодарского края;

-     об основных видах народного прикладного искусства, устном на­родном творчестве, о литературе Кубани.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ко­торые лежат в основе бережного отношения к историческому и культур­ному наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образова­тельного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов предусматривает:

-     получение обучающимися начального опыта самостоятельного ис­следования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;

-    формирование у младшего школьника социально приемлемых моде­лей поведения в обществе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социаль­ных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-     на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;

-     на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследо­вания своего района;

-     на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и при­обретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания из­учаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.

В ходе организации проектной исследовательской деятельности пред­полагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:

-      формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос­сии, за свою семью;

-    осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-    формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;

-    формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;

-    принятие и освоение социальной рати обучающегося, развитие мо­тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изуче­ния малой родины;

-    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по­ступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;

-     развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам дру­гих людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в со­циальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;

-    умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных си­туаций;

-   наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, береж­ному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:

-    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи ис­следовательской деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;


-     формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответ­ствии с поставленной задачей и условиями ей реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения резуль­тата;

-     освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-     использование знаково-символических средств представления ин­формации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего на­селённого пункта (улицы, района);

-     активное использование речевых средств и средств информацион­ных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;

-      использование различных способов поиска (в справочных ис­точниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными, познава­тельными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, го­товить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графиче­ским сопровождением; соблюдать нормы информационной избиратель­ности, этики и этикета;

-    осознанное построение речевых высказываний в соответствии с за­дачами коммуникации;

-     овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям;

-    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность призна­вать возможность существования различных точек зрения и права каждо­го иметь свою;

-    аргументация своей точки зрения и оценка событий;

-    формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;

освоение доступных способов изучения природы и истории Куба­ни (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Содержание  учебного предмета.

1 класс (33 часа)

Введение. Мой родной край (1 час).

Раздел 1. Я и моя семья (8 часов).

Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обя­занности в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьей».

Раздел 2. Я и моя школа (7 часов).

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Тра­диции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».

Раздел 3. Я и мои родные места (9 часов).

Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Ули­ца, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».

Раздел 4. Я и природа вокруг меня (8 часов).

Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забо­та о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая ма­стерская «Милый сердцу уголок».

2 класс (34 часа)

Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час).

Раздел 1. Природа моей местности (13 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 1: «Уж небо осенью дышало».

Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, услов­ные обозначения. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила пове­дения у водоёмов. Разнообразие растительного мира моей местности. Куль­турные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая по­мощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей мест­ности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы.

Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».

Раздел 2. Населённые пункты (7 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».

Населённые пункты моего района. История образования города (райо­на). Глава города (района). Улицы моего населённого пункта. Происхож­дение их названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Истори­ческие и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моём городе (районе).

Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».

Раздел 3. Труд и быт моих земляков (13 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».

Земляки - жители моего района (города, станицы, села, хутора, аула). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ре­мёсла, распространённые в районе. Знаменитые люди. Доска почёта в на­селённом пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков.

 Творческий проект «Труд в моей семье».

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 4: «Здравствуй, лето!».

3 (34 часа)

Введение. Изучаем родной край (1 час).

Раздел 1 Нет в мире краше Родины нашей (11 часов)

Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земля­ков. Водоёмы Краснодарского края (моря, реки, озёра, плавни, лиманы). Солёные и пресные водоёмы Краснодарского края. Типы почв, распро­странённые на территории Краснодарского края. Чернозёмы - природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоёмов. Культур­ные растения. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.

Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».

Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (10 часов).

Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение ка­заков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея.

Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».

Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (12 часов).

Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края.

Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».

4 класс (34 часа)

Введение. Мой край на карте России (1 час).

Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (11 часов).

Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказ­ники. Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охра­на почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мер­гель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значе­ние природных богатств Краснодарского края для жителей России.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».

Раздел 2. Земля отцов - моя земля (13 часов).

Вещественные исторические источники. История Кубани в архитек­туре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предме­ты быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жите­лей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Совре­менные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар - Краснодар. Крас­нодар — административный центр Краснодарского края. Губернатор.

Проектная работа «Земля отцов - моя земля».

Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (9 часов).

Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики по­лей. Наши земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - на­следник земли отцов.

Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела»»

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.       

1  класс (33 часа)

Содержание (разделы, темы)

Характеристика деятельности обучающихся

Введение

Мой родной край. Многонациональный состав жителей Кубани.

Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает.

Я и моя семья

Будем знакомы! Кто я? Какой я? семья. Наш класс – многонациональная

семья

Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рас­сказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов.

Любимые за­нятия.

Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий.

Моя семья.

Составлять рассказ о своей семье, называть её Членов, описывать их. Изо­бражать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семей­ных играх.

Обязанности и увлечения в нашей семье.

Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять до­машние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различны­ми инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.

Семейные тра­диции. Празд­ники, которые мы отмечаем вместе.

Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстри­ровать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях.

Творческий про­ект «Будем жить

одной семьёй».

Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анали­зировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого

.

Я и моя школа

Наша школа. Правила поведе­ния в школе.

Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе.

Знакомство со школой. Традиции нашей школы.

Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскур­сии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях.

Школьные поручения и обя­занности. Мой режим дня.

Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обо­сновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни.

Мои однокласс­ники. Правила школьной дружбы. Наша школа- дом , в котором уютно детям разных народов.

Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной друж­бы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами.

Творческий про­ект «Мы такие разные, но так похожи».

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

Я и мои родные места

Главный город Краснодарского края.

Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки.

Достопримеча­тельности.

Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об извест­ных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описы­вать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта».

Мой адрес. Ули­ца, на которой я живу.

Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, ил­люстративный материал.

Правила пове­дения в обще­ственных ме­стах, на улице, в транспорте.

Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать прави­ла поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифи­цировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и об­ратно

Труд жителей моего населён­ного пункта. Труд моих родных.

Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих род­ных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы пред­ставителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуаль­ный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду.

Исследователь­ский проект «Ка­кой я житель».

Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказы­вать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анали­зировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной целью.

Я и природа вокруг меня

Растения и жи­вотные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт.

Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным ми­ром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. На­зывать животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их.

Забота о комнат­ных растениях и домашних животных.

Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слу­шать рассказ).

Красота при­роды моей мест­ности. Поэты, писатели, худож­ники о красоте родного края.

Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края.

Творческая мастерская «Милый сердцу утолок».

Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект приро­ды. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту.

2 класс (34 часа)

 

Содержание

(разделы, темы)

Характеристика деятельности обучающихся

Введение

Символика района (города), в котором я живу.

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассника­ми составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсион­ного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюде­ниями одноклассников.

Природа моей местности

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной по­верхности моей местности.

Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Ана­лизировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения.

Разнообразный раститель­ный мир моей местности.

Перечислять названия растений своей местности. Классифици­ровать растения на группы. Характеризовать культурные и дико­растущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками.

Лекарственные растения. Правила сбора и использо­вание лекарственных рас­тений.

Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализи­ровать правила их сбора. Описывать способы применения лекар­ственных растений.

Ядовитые растения. Пер­вая помощь при отравлении ядовитыми растениями.

Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их ос­новные признаки. Перечислять действия при оказании первой по­мощи при отравлении растениями.

Животный мир моей мест­ности.

Перечислять названия животных своей местности. Классифициро­вать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, ис­кать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на худо­жественные произведения, картины художников, скульптурные про­изведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллю­стрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку.

Красная книга Краснодар­ского края.

Знать названия некоторых растений и животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять со­общение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками.

Правила защитников при­роды.

Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и шкалы.

Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».

Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекла­му какому-либо изделию или продукту.

Населённые пункты

Годовой исследовательский проект сезонных измене­ний. Часть 2: «Зимушка- зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населённого пункта.

Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произве­дения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Клас­сифицировать названия по различным признакам. Называть фами­лии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об од­ном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта.

История образования горо­да (района).

Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксиро­вать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность.

Населённые пункты моего района.

Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пун­ктов на карте своего района, называть их.

Исследовательский проект «Где я могу проводить сво­бодное время».

Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим инте­ресам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность.

Труд и быт моих земляков

Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Многообразие религий как единство народов.

Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять матери­алы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Состав­лять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей мест­ности. Перечислять календарные православные праздники, состав­лять рассказ об одном из них.

Особенности казачьего быта.

Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни.

Уклад кубанской семьи.

Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её

традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией.

Ремесла, распространённые в моём районе. Национальные особенности ремесел Кубани.

Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Со­ставлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубан­скими мастерами.

Труженики родной земли.

Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечис­лять основные производства, профессии своих земляков, харак­теризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта».

Годовой исследовательский проект сезонных измене­ний. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи.

Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскур­сии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описы­вать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне.

Мои земляки в годы Вели­кой Отечественной войны.

Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими.

Семья и семейные традиции

Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать посло­вицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье.

Творческий проект «Труд в моей семье»

Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты.

Годовой исследовательский проект сезонных измене­ний. Часть 4: «Здравствуй, лето!».

Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заин­тересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Плани­ровать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист.

 

3 класс (34 часа)

Содержание

(разделы, темы)

Характеристика деятельности обучающихся

Введение

Изучаем родной край. Мир и согласие между народами ,населяющими Кубань- путь к процветанию нашей Родины.

Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знако­миться с учебным пособием, с условными обозначениями. Состав­лять вопросы для викторины.

Нет в мире краше Роди­ны нашей

Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы.

Характеризовать рельеф Краснодарского края. Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края.

Природные явления и стихийные бедствия

Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края. Описывать одно их них. Составлять

календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с по­следствиями стихийных бедствий.

Водоёмы Краснодарского края.

Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план.

Растительность и живот­ный мир Кубани.

Описывать растительный и животный мир с опорой на карты- схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть трибы, распро­странённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о

правилах сбора.

Кубань - территория здоровья. Курорты Крас­нодарского края. Спорт, туризм.

Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. По­казывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет).

Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.

Анализировать творчество писателей, художников, которые ста­рались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант».

Нет в мире краше Ро­дины нашей (проектная работа).

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Пла­нировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Без прошлого нет на­стоящего

Прошлое и настоящее. «Лента времени».

Характеризовать понятие «лента времени». Определять после­довательность исторических событий, фиксировать их на «ленте

времени».

Историческая карта, история на карте. Древ­ние города.

Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энцикло­педический материал.

Историческая карта, история на карте. Пересе­ление казаков на Кубань.

Показывать на карте путь переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать историю основания своего населенного пункта. Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения.

С верою в сердце.

Анализировать отличия православного храма от культовых соору­жений иных религий и других архитектурных сооружений. Рас­сказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе).

Символика Краснодар­ского края. История и современность.

Проанализировать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага.

Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Ады­гея.

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба на­родов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фик­сировал. на «ленте времени» год его основания, год присоединения Адыгеи к России. Называть государства и субъекты РФ, с которы­ми граничит Краснодарский край.

Без прошлого нет настоя­щего (проектная работа).

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Пла­нировать и реализовывать проект «Лепта времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Казачьему роду нет переводу

Твоя родословная.

Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родос­ловная».

Ты и твоё имя, имена в моей семье.

Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей.

Из истории кубанских фамилий.

Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказы­вать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Мама.

Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда от­стаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные ис­точники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней.

Твои земляки - труже­ники.

Анализировать и устанавливать связь между природно-климатиче­скими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку о культурных растениях.

Кубанские умельцы.

Перечислять ремесла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие.

Народные обычаи и традиции. Фольклор и повседневная жизнь народов,населяющих Кубань.

Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Казачий фольклор.

Перечислять основные виды фольклора, распространённые на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Казачьему роду нет пере­воду (проектная работа).

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои от­веты текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё  мнение и

аргументировать его.

 

4 класс (34 часа)

 

Содержание (разделы, темы)

Характеристика деятельности обучающихся

Введение

Мой край на карте России.

Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы - соседей Красно­дарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны.

Береги землю роди­мую, как мать люби­мую

Природные зоны Крас­нодарского края.

Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.

Кавказский  биосферный заповедник. Заказники.

Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповед­ника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края.

Естественные и ис­кусственные водоёмы Краснодарского края. Использование и охрана водоёмов.

Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы Ана­лизировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению во­доёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очист­ке водоёмов.

Типы почв. Защита и охрана почв.

Характеризовать основные типы почв, распространённые в Красно­дарском крае. Показывать территорию их распространения на кар­те-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Крас­нодарского края стране. Анализировать различные меры, принимае­мые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ - заметку в газету об охране и защи­те почв с иллюстрациями.

Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование.

Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описы­вать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи.

Значение природных богатств Краснодар­ского края для жителей России.

Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам.

Береги землю родимую, как мать любимую (про­ектная работа).

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Пла­нировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Земля отцов - моя земля

Вещественные исто­рические источники. История Кубани в архи­тектур».

Исследовать и характеризовать исторические вещественные источни­ки. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исто­рического источника. Определять по карте Краснодарского края сто­янку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них.

Древние жилища. Со­временный облик края.

Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох.

Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды раз­личных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей.

Народные ремёсла и промыслы на Кубани.

Сопоставлять место проживания, географические особенности с ви­дом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельца­ми. Наблюдать за их работой и описывать её.

Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Национальные костюмы народов ,населяющих Кубань.

Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами. Анализировать различные наци­ональные костюмы, определяя черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Письменные источники.

Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источни­ков в будущем.

Устная история родного края.

Определять, каким образом отразились культурно-исторические тра­диции в устном народном творчестве.

Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Традиционные праздники народов Кубани.

Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе.

Современная админи­стративная карта Крас­нодарского края. Районы Краснодарского края.

Перечислять районы Краснодарского края, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов.

Екатеринодар - Красно­дар. Краснодар - административный центр Краснодарского края.

Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, ис­пользуя различные исторические источники. Характеризовать поня­тие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности.

Земля отцов - моя земля (проектная работа).

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Плани­ровать и реализовывать проект «Письменный исторический источ­ник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Жизнь дана на добрые дела

Просветители земли кубанской.

Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Ку­бани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенно­сти современной школы и той, в которой учились предки. Анализиро­вать причины, изменившие школу.

Защитники Отечества.

Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фикси­ровать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков.

Труженики полей.

Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных – селикционеров, позволивших им добиться мировой известности. Со­ставлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения.

Радетели земли кубан­ской. Наши земляки - гордость страны.

Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассни­ков, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбо­ру: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).

Ты - наследник земли отцов.

Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень от­ветственности за сохранение культурно-исторического наследия.

Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Плани­ровать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анали­зировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументи­ровать его.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. 1.

 Е.Н. Еременко «Кубановедение» учебник-тетрадь 1 класс

 Е.Н. Еременко «Кубановедение» учебник-тетрадь 2 класс

 Е.Н. Еременко «Кубановедение» учебник-тетрадь 3 класс

53

58

40

2. Печатные пособия

2.1

Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых

10

2.2.

Географические карты региона, Российской Федерации

5

3. Технические средства обучения

3.1.

Мультимедийный проектор

8

3.2.

Компьютер

8

3.3.

Сканер

2

3.4.

Принтер

4

3.5.

Ксерокс

2

3.6.

Документкамера

4

4. Игры и игрушки

4.1.

Обучающая игра «Моя Кубань»

6

4.2.

Наборы карандашей, красок, бумаги для рисования, ножницы, клей

У всех учащихся

СОГЛАСОВАНО                                                                   Согласовано             

Протокол заседания                                                               Зам. директора   по УВР         

методического объединения учителей                                 ______________________________                           

от «_____ » ____________  2013г. №                                                                                 

_______________________________                                    «____»________________2013г


 

 

god ekolog
Для отправки обращения необходимо заполнить поля регистрационной формы и нажать кнопку «Отправить». Звездочками отмечены обязательные для заполнения поля.
1000 максимум символов
ege vse
Месячник военно-патриотической работы «Святое дело – Родине служить!»
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)
80 лет со дня образования Краснодарского края и 225 лет с начала освоения казаками кубанских земель.