Вход на сайт

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

Главное меню

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По ______________технологии____________________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) основное общее  5 класс_____________     

                     (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов  68 часов                Уровень      базовый__

                                                                                                                                (базовый, профильный)            

Учитель   Панарина Елена Николаевна_____________________

Программа разработана на основе авторской программы   «Технология» под редакцией  А. Т. Тищенко, Н. В. Синица для 5-8 класса,

издательский центр «Вентана -Граф», 2013год.

 

1.Пояснительная записка.

Программа по учебному предмету «Технология» для  5 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе авторской программы   «Технология» под редакцией    А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, для 5-8 класса, издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год.

Цель программы :

  • формирование представлений о технологической культуре производства,    
  •  развитие культуры труда подрастающих поколений,
  •  становление системы техни­ческих и технологических знаний и умений, -   
  • воспитание тру­довых, гражданских и патриотических качеств личности.

Задачами курса являются:

  • сформировать  у учащихся  необходи­мые  в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда  с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
  • овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необ­ходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
  • научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

2.  Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

 Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.

 Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

 • технологическая культура производства;

 • распространенные технологии современного производства;

 • культура, эргономика и эстетика труда;

 • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

 • основы черчения, графики, дизайна;

 • элементы домашней и прикладной экономики;

 • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

 • методы технической, творческой, проектной деятельности;

 • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

 В процессе обучения технологии учащиеся:

 познакомятся:

 • с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

 • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

 • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

 • с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

 • с производительностью труда; реализацией продукции;

• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

 • с экологичностью технологий производства;

 • с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

 • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;

 культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

 овладеют:

 • навыками созидательной, преобразующей, творческой  деятельности;

 • навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,

 проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

 • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

 • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

 • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

 • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

 • навыками организации рабочего места.

3.Место предмета «Технология» в базисном

учебном (образовательном) плане

Базисный учебный план МАОУ СОШ №13 на этапе основного общего образования включает 34  учебных часа для обязательного изучения предмета «Технология». В том числе: в 5, 6 классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю и 7, 8  классах  по 34  часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Кроме того, дополнительное время для обучения технологии может быть выделено из регионального компонента и компонента образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки и занятий по профессиональному самоопределению. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома», являются:

-        проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

-        выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

-        развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-        овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

-        самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

-        становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;

-        планирование образовательной и профессиональной карьеры;

-        осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

-        бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

-        готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

-        проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

-        самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего  труда.

 

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома», являются:

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;

– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома»являются:

  1. В познавательной сфере:

-        рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

-        оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

-        ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

-        владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

-        классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

-        распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;

-        владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

-        применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

-        владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

-        применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

  1. В трудовой сфере:

-        планирование технологического процесса и процесса труда;

-        подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

-        проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

-        подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

-        проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

-        выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

-        соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

-        соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

-        обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

-        выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая картаи др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

-        подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

-        контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;

-        выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

-        документирование результатов труда и проектной деятельности;

-        расчет себестоимости продукта труда;

-        экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

  1. В мотивационной сфере:

-        оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

-        оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

-        выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

-        выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

-        согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

-        осознание ответственности за качество результатов труда;

-        наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

-        стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

  1. В эстетической сфере:

-        дизайнерское проектирование технического изделия;

-        моделирование художественного оформления объекта труда;

-        разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;

-        эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

-        опрятное содержание рабочей одежды.

5. В коммуникативной сфере:

-        формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

-        выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

-        оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;

-        публичная презентация и защита проекта технического изделия;

-        разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

-        потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

  1. В психофизической сфере

-        развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;

-        достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

-        соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

-        сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

 

  1. Основное содержание учебного предмета.

     Новизной данной программы по направлению «Техноло­гии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта зада­ча может быть реализована прежде всего на занятиях по ку­линарии. Эти занятия способствуют формированию у школьников от­ветственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серь­езных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства.

При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.

При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.

При изучении темы «Элементы машиноведения» учащие­ся знакомятся с новыми техническими возможностями совре­менных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением.

Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит уча­щихся с новыми разработками в текстильной промышленнос­ти: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладаю­щими принципиально новыми технологическими, эстетиче­скими и гигиеническими свойствами.

В раздел «Художественные ремесла» включены новые тех­нологии росписи ткани, ранее не изучавшиеся в школе.

При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.

Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.

 

Раздел 1 «Технологии домашнего хозяйства» 2 часа

 

Тема 1. Интерьер кухни, столовой (2 ч )

     Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические).

     Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны.

     Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни.

     Проектирование кухни на ПК.

     Лабораторно-практические и практические работы.

     Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой. Проектирование кухни с помощью ПК.

Раздел 2 «Электротехника» 1 час

 

Тема 1 «Бытовые электроприборы»  (1 ч )

     Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины и др.

     Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.

 

 Раздел 6 «Технологии творческой и опытнической деятельности» 1 час

 

Тема 1 «Исследовательская и созидательная деятельность» (1 ч )

     Теоретические сведения Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности
в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников

 

Раздел 3  «Кулинария» 14 часов

Тема 1 «Санитария и гигиена на кухне» (1 ч )

     Теоретические сведения Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготов-лению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

     Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

     Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком

Тема 2 «Физиология питания»(1 ч )

Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания

Лабораторно-практические и практические работы.

 Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.

Тема 3 «Бутерброды и горячие напитки»(2 ч )

 

     Теоретические сведения. Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов.

     Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия пекарь.

     Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка.  

     Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления, подача кофе.

     Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка, приготовление, подача напитка

Тема 4 «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» (2 ч)

     Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд.

     Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши.

     Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки.

    Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд

Тема 5 «Блюда из овощей и фруктов» (4 ч )

     Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов.

     Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка их к заморозке. Хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов.

     Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях.

     Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.

     Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам.

     Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработкиовощей.

    Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд

 

Тема 6 «Блюда из яиц» (2 ч )

     Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при кулинарной обработке яиц. Способы определения свежести яиц.

     Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Тема «Приготовление завтрака. Сервировка стола  к завтраку» (2 ч)

Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Раздел 4 «Создание изделий из текстильных материалов» (22 ч)

Тема 1 «Свойства текстильных материалов из волокон  растительного происхождения»  (4 ч)

      Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани.

     Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические.

     Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент.

     Лабораторно-практические и практические работы.

    Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.

    Сравнительный анализ прочности окраски тканей.

    Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

 

Тема 2 «Конструирование швейных изделий»    (4 ч )

    Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры.

     Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа.

      Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.

    Лабораторно-практические и практические работы.

    Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.

    Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема 3 «Швейная машина»  (4 ч )

    Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины.

     Организация рабочего места для выполнения машинных работ.

     Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх.

     Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы.

     Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад.

     Лабораторно-практические и практические работы.

     Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.

     Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.

     Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.

     Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.

     Упражнение в выполнении закрепок.

Тема 4 «Технология изготовления швейных изделий»  (10 ч )

     Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою.

      Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы.

     Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с портновскими булавками.

     Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.

     Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).

     Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).

     Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани.

     Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

     Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке)

     Лабораторно-практические и практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение влажно-тепловых работ.

    Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

 

Раздел 5 «Художественные ремёсла» 8 часов

 

Тема 1 «Декоративно-прикладное искусство» (2 ч )

     Теоретические сведения. Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество.

     Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам

    Лабораторно-практические и практические работы. Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

    Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.

Тема  2 «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства» (2 ч )

     Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

     Лабораторно-практические и практические работы.  Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.

     Создание графической композиции, орнамента на ПК.

Тема 3 «Лоскутное шитьё»   (4 ч )

     Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.

     Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления.

     Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье.

     Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия

     Лабораторно-практические и практические работы.  Изготовление образцов лоскутных узоров.

     Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Раздел  6 «Технологии творческой и опытнической деятельности» (20 ч)

 

Тема 1 «Исследовательская и созидательная деятельность» (20 ч )

     Теоретические сведения Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический).

     Определение затрат на изготовление проектного изделия.

     Испытания проектных изделий.

     Подготовка презентации, пояснительной записки  и доклада для защиты творческого проекта.

     Практические работы. Творческий проект по разделам

6 Тематическое планирование 5 класс

Номер

Урока

 

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Раздел  1.

ТЕХНОЛОГИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

2

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Интерьер в доме. Карандаши, чертежные принадлежности, журналы по интерьеру

К.   С помощью вопросов добывать недостающую информацию, сравнивать разные точки мнения, умение аргументировать свои ответы.

П. Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Планировать кухню.

Л. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Р. Проявлять познавательную инициативу. 

1.1

Интерьер кухни, столовой

2

1

Понятие об интерьере

Пр.р.№1 Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.

2

Раздел 2

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

1

Мультимедийное оборудование

Бытовые электроприборы, инструктажи по технике безопасности.

Л. Знать куда обращаться при возникновении чрезвычайной ситуации.

П. Знакомиться с принципом действия и правилами эксплуатации СВЧ,  холодильника. К. Уметь взаимодействовать с учителем и коллективом. Изучать этапы выполнения проекта. Знакомиться с примерами тв. проектов

Р.  Развитие речевой деятельности, работа с текстом   

2.1

Бытовые электроприборы

1

 

Технологии творческой и опытнической деятельности

1

2

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне.

Понятие о творческой проектной деятельности.

1

1

Раздел 3

КУЛИНАРИЯ

14

Мультимедийное оборудование

Презентация «Рациональное питание

Презентация приготовление бутербродов,  блюда из овощей и яиц, сервировка стола

Л. Осознание ценности здоровья своего и других людей. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

К. Аргументировать свою точку зрения. С помощью вопросов добывать недостающую информацию, сравнивать разные точки мнения, умение аргументировать свои

Уметь взаимодействовать с учителем и коллективом

П. Познакомится с санитарно-гигиеническими требованиями на кухне. Выбор наиболее рациональных способов и  приготовление бутербродов Чтение маркировки, определение соотношения крупы и жидкости, готовить кашу. Осваивать приемы тепловой обработки овощей, готовить блюда из овощей

Р.Прогнозирование  и контроль вкусовых качеств приготовляемого блюда. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд

3.1

Санитария и гигиена на кухне

1

3.2

Физиология питания 

1

3

Санитария и гигиена на кухне.

 Питание как физиологическая потребность.

1

1

3.3

Бутерброды и горячие напитки

2

4

Виды бутербродов. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов и горячих напитков.

Технология приготовления бутербродов и напитков.  

2

3.4

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

2

5

Виды круп, бобовых и макаронных изделий

Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш.

2

3.5

Блюда из овощей и фруктов

4

6

Пищевая ценность овощей и фруктов

Определение доброкачественности овощей

2

7

Особенности обработки овощей

Технология приготовления салатов

2

3.6

Блюда из яиц

2

8

Использование яиц в кулинарии.

Технология приготовления блюд из яиц.

2

3.8

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку                                        

2

9

Меню завтрака.

Понятие о сервировке стола

Раздел 4

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

22

Классификация текстильных волокон.

Лоскуты хлопка, льна.

Фильм. «На ткацкой фабрике» Таблицы по материаловедению:

«Классификация текстильных волокон».

«Натуральные растительные волокна».  Презентация «Хлопок. Лен», учебник

П.  Анализ, синтез, обобщение, классификация, исследовать свойства, составлять коллекции тканей,

К. Умение работать и защищать свою точку зрения в команде.

Л.  Творческая самореализация

Р.  Выполнение пробного  учебного действия, фиксирование индивидуаль-ного затруднения в пробном действии.

4.1

Свойства текстильных материалов

4

10

Производство текстильных материалов 

Пр. р №1 Определение направления долевой нити, лицевой, изнаночной сторон ткани

2

11

Свойства текстильных материалов.

Пр. р №2 Изучение свойств  тканей из хлопка и льна.

2

4.2

Конструирование швейных изделий

4

Презентация «Виды одежды» , сантиметровая лента, манекен, пояс. Учебник. тетрадь

Л.  Формирование интереса к новой теме; понимание оценивания своей деятельности

К.  Планирование учебного сотрудни-чества с учителем и сверстниками. 

П.  Соблюдать в практической деятельности  в точности согласно  правилам и приемам снятие мерок.

Р.   Выполнение пробного  учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения

12

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия.

Пр.р №3 Снятие мерок

2

13

Особенности построения выкройки фартука

Пр.р №4 Изготовление выкройки и подготовка ее к раскою.

2

4.3

Швейная машина

4

Л. Умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности  труда. Бережное отношение к имуществу. Ознакомить с миром профессий с социальной значимостью.

Р. Выполнение приёмов работы на швейном оборудовании. Анализ проделанной работы. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, целью.

К. Планирование учебного сотрудничест-ва с учителем и сверстниками.

П. Освоение практических навыков по подготовке швейной машины к работе.

14

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом.

Пр.р №5 Шитье на швейной машине, не заправленной ниткой

2

15

Приёмы работы на швейной машине.

Пр.р №6 Упражнение в шитье на швейной машине.

2

4.4

Технология изготовления швейных изделий

10

Таблицы по машиноведению. ПК. Швейная машина.

Образцы машинных строчек. Учебник, тетрадь. Лоскуты, рабочая коробка. Учебник, тетрадь, утюг, утюжильная доска, ПК

Л.Позитивно относиться к труду.

Р. Осуществление действия по образцу, , осуществлять  контроль качества выполняемой работы- соответствия, результата предложенному образцу.

К. Умение точно выражать свои мысли .

П. Выполнять машинные строчки, овладевать безопасными приемами труда. Изучать последовательность изготовления швейных изделий.

16

Подготовка ткани к раскрою

Пр. р №7 Раскрой швейного изделия.

2

17

Основные операции при ручных работах.

Пр.р №8 Изготовление образцов ручных работ.

2

18

Основные операции при машинной  обработке.

Пр.р.№9 Изготовление образцов машинных  работ.

2

19

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани.

Пр.р.№ 10 Проведение влажно-тепловых работ

2

20

Последовательность изготовления швейных изделий.

Пр.р.№ 11Обработка изделия.

2

Раздел 5

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

8

Презентация: «Виды ДПИ», «Предметы быта на Кубани», журналы по рукоделию, эталоны видов ДПИ, цветные карандаши, рабочая тетрадь. ПК. Таблица сочетаемости цветов, образцы орнаментов, цветные карандаши. Лоскуты, шаблоны, ножницы,  чертежные инструменты, швейная машина, рабочая коробка, утюг, гладильная доска. ПК, эскизы моделей лоскутных изделий.

Л. Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну ,любви к Родине. Творческий подход  к выполнению изделия.

 Р. Проявлять познавательную инициативу.  Осуществлять работу по технологическим картам, уметь выполнять действия по образцу.                                                      

К. Уметь объяснять свой выбор. Умение договариваться и работать в коллективе. Уметь слушать собеседника.

П. Изучать лучшие работы мастеров ДПИ, зарисовывать образцы рукоделия, изготовлять шаблоны, подбирать лоскуты. Изготовление образцов лоскутных узоров, обсуждение наиболее удачных работ.

5.1

Декоративно-прикладное искусство

1

5.2

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

3

21

Декоративно-прикладное искусство Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного

искусства Кубани.

1

Понятие «композиция», «орнамент»

1

22

Возможности графического редактора ПК

Пр.р 12 Выполнение эскизов орнаментов для салфетки. Платка, одежды

2

5.3

Лоскутное шитье

4

23

Возможности лоскутной пластики.

Пр.р № 13 Изготовление образцов лоскутных узоров.

2

24

Лоскутное шитье по шаблонам.

Пр.р № 14 Изготовление изделия

2

Раздел 6

ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ОПЫТНЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

20

Учебник, тетрадь, фото проектов предыдущих лет, ПК, банк проектов Ткань, нитки,  рабочая коробка, швейная машина,  утюг, гладильная доска, техноло-гические карты.

К. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности, интересов и возможностей.

Р. Определять цель и задачи деятельности. Создание разных видов изделия на основе одной технологии. Принятие оценки взрослого и сверстника.

Л. Творческий подход  к работе.

Стремление к творческой самореализации

П. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять поиск и выделение необходимой информацией. Осуществлять сбор информации. Выполнить проект по разделу. Выполнить требования к готовому изделию

25

Поисковый этап

Выбор и обоснование проекта.

2

26

Формулирование требований к проектируемому изделию.

Разработка нескольких вариантов изделия

и выбор наилучшего.

2

27

Технологический этап Выявление традиций, истории  Пр.р.№15  Выполнение технологической карты.                                    

2

28

Разработка конструкции и технологии изготовления Подбор материалов и инструментов.

2

29

Организация рабочего места Т.Б. при использовании инструментов и приспособлений     

 Пр.р № 16 Выполнение технологических операций

2

30

Себестоимость изделия.

Пр.р № 17 Подсчёт затрат на изготовление проекта.

2

31

Заключительный этап.

Пр.р № Окончательный контроль готового изделия.

2

32

Испытание и реклама проекта.                                    

Пр.р.№18 Оформление проекта

2

33

Создание презентации на ПК

Пр.р № 19 Подготовка презентации к защите.

2

33

Демонстрация проектов.             

 Пр.р.№20  Защита проекта

2

ИТОГО:

68

___ к/р,

___ л/р,

__20_ пр/р

7. Описание учебно- методического  и материально-технического  обеспечения образовательного процесса.

 

Занятия по предмету «Технология», направление «Технология ведения дома», проводятся на базе мастерской по обработке ткани. По санитарным нормам площадь рабочих  помещений  не менее 4,5 м 2 на одного учащегося.   Она  имеет рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов,  и оборудования.

Большое внимание при работе в мастерской  обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерская оборудована соответствующими приспособлениями и оснащены наглядной информацией. Большое внимание при работе в мастерской обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро и пожарной безопасности, безопасных приёмов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерская оборудованна соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией

Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень учебных средств, разрешенных к использованию в общеобразовательных учреждениях учащимися в подростковом возрасте. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологического  оборудования. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы, аппараты или лабораторное оборудование, которое рассчитано на напряжение более 42в.

В учебно  - методическом  комплекте для образовательной области «Технология» входят учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учи теля, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства  обучения.

Государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения рекомендуются следующие технические средства обучения для оснащения кабинета технологии: компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в сеть Интернет; мультимедийный  проектор и экран; принтер.

 

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

                   Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

  • • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

 • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

 • приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и

 имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

 

 

god ekolog
Для отправки обращения необходимо заполнить поля регистрационной формы и нажать кнопку «Отправить». Звездочками отмечены обязательные для заполнения поля.
1000 максимум символов
ege vse
Месячник военно-патриотической работы «Святое дело – Родине служить!»
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)
80 лет со дня образования Краснодарского края и 225 лет с начала освоения казаками кубанских земель.