Вход на сайт

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

Главное меню

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по географии для 5-х классов составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки  Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011г. - (Стандарты второго поколения);
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
  • Примерной программы основного общего образования. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011г. - (Стандарты второго поколения);
  • Рабочей программы по географии 5-9 классы. В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. М. «Просвещение» 2011 г.;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности;
  • Учебного плана МАОУ СОШ № 13.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • ? формирование системы географических знаний как ком­понента научной картины мира;
  • ? познание на конкретных примерах многообразия совре­менного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • ? познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • ? понимание главных особенностей взаимодействия при­роды и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользо­вания, осуществления стратегии устойчивого развития в мас­штабах России и мира;
  • ? понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природны­ми, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от гео­графических условий проживания;
  • ? глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, при­роду, население, хозяйство, регионы, особенности природо­пользования в их взаимозависимости;
  • ? выработка у обучающихся понимания общественной по­требности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  • ? формирование навыков и умений безопасного и эколо­гически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • ? формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализа­цию собственных потребностей, интересов, проектов;
  • ? формирование опыта творческой деятельности по реа­лизации познавательных, социально-коммуникативных по­требностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные програм­мы, презентации).

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность;  адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

- предпрофильной ориентации.

2. ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

 

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло­жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  • ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

•  гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

3.МЕСТО УЧЕБНОГШО ПРЕДМЕТА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

 

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 272, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

В связи с краевым и муниципальным  учебным календарным планом общее число учебных часов за 1 год  обучения в 5 классе составляет  34 часа (1 ч. в неделю). Рабочая программа по географии включает расширение часов на темы за счет выполнения практических работ на местности и по карте, отведение часов на итоговое повторение, что способствует систематизации и закреплению пройденного материала. Так как на  каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, предложенные автором практические работы будут выполнены, но в КТП  будет внесено 5 оценочных практических работ в 5 классе.

 В рабочей программе произведена  перестановка темы «Земля – планета Солнечной системы» из Раздела № 2 в Раздел № 1, т. к. данная тема тесно взаимосвязана с Темой № 1 «Развитие географических знаний о Земле». Такое изучение тем учащимися позволит дополнить и закрепить полученные знания.

Наименование раздела

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Раздел 1. Источники географической информации (19 часов).

1.Развитие географических знаний о Земле.

4

4

2.Земля – планета Солнечной системы.

3

3

3.План и карта.

10

12

3.1. Глобус.

-

1

3.2. План местности.

-

5

3.3. Географическая карта особый источник информа­ции.

-

6

Раздел 2. Природа Земли и человек (15 часов).

Человек на Земле.

3

3

Литосфер - твердая оболочка Земли.

10

12

Итого:

35

34

 

 

3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

 

Личностными результатами обучения географии являет­ся формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает до­стижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордос­ти за свою Родину, прошлое и настоящее многонационально­го народа России; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание языка, культуры своего народа, своего края,
общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; вос­питание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору про­фильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инстру­ментами и техническими средствами информационных техно­логий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в груп­пах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-кри­тического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и эконо­мических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведе­ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследова­тельской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного обра­за жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю­щих жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и обще­ства, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выби­рать наиболее эффективный способ, осуществлять познава­тельную рефлексию в отношении действий по решению учеб­ных и познавательных задач;

3)формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логи­ческое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулиро­вать выводы, делать умозаключения, выполнять познаватель­ные и практические задания, в том числе проектные;

4)формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оце­нивать свои действия и действия одноклассников, аргументи­рованно обосновывать правильность или ошибочность резуль­тата и способа действия, реально оценивать свои возможнос­ти достижения цели определённой сложности;

5)умение организовывать и планировать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и со свер­стниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6)формирование и развитие учебной и общепользова­тельской компетентности в области использования техничес­ких средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструмен­тальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инстру­менты и технические средства информационных технологий;

7)     умение извлекать информацию из различных источни­ков (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной
избирательности, этики;

  1. умение на практике пользоваться основными логичес­кими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объ­яснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  2. умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных пози­ций при выработке общего решения в совместной деятель­ности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и коорди­нировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конф­ликтов;

10)   умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязан­ностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социально­го взаимодействия.

 

Предметными результатами освоения основной образо­вательной программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необхо­димости для решения современных практических задач чело­вечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружа­ющей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных навыков использования тер­риториального подхода как основы географического мышле­ния для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
  3. формирование представлений и основополагающих тео­ретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основ­ных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических пара­метров;
  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  6. овладение основными навыками нахождения, использо­вания   и презентации географической информации;
  7. формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружаю­щей среды, адаптации к условиям территории проживания;
  8. создание основы для формирования интереса к даль­нейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

 

ГЕОГРАФИЯ  ЗЕМЛИ.

 

 (5 класс 34 часа)

Раздел 1. Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле. (4 часа).

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических иссле­дований.

Земля — планета Солнечной системы (3 часа).

Земля — пла­нета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса осве­щённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

План и карта (12 часов).

Глобус (1 час). Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Геог­рафические координаты, их определение. Способы изображе­ния земной поверхности.

План местности (5 часов). Ориентирование и способы ориенти­рования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Спо­собы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Практическая работа № 1.  « Определение на местности направлений и расстояний». Практическая работа № 2. « Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности».

          Географическая карта — особый источник информа­ции (6 часов). Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сет­ка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чте­ние карты, определение местоположения географических объ­ектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Практическая работа № 3.

 «Определение географических координат». Обобщающее повторение по теме  «План и карта».

 

Раздел 2. Природа Земли и Человек (15 часов).

Человек на Земле (3 ч).

Заселение чело­веком Земли. Расы   и   наро­ды.   Многообразие стран.   Столицы  и крупные города. Многообразие стран мира. Практическая работа № 4. «Нахождение на политической карте крупных государств, их столиц ».

Литосфера - твердая оболочка Земли (12 часов).

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Горные породы и полезные ископаемые. Разработка проекта «Храни меня, мой талисман» (драгоценные и поделочные камни). Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодей­ствие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности насе­ления. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внеш­них процессов. Основные формы рельефа суши и дна Миро­вого океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Практическая работа № 5.  «Скульптурный портрет планеты».

Человек и литосфера.  Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятель­ности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. Обобщающее повторение по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли». Защита проекта «Храни меня, мой талисман» (драгоценные и поделочные камни).

 

Перечень практических работ:

5 класс

Практическая работа № 1. « Определение на местности направлений и расстояний».

Практическая работа № 2. « Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности».

Практическая работа № 3  «Определение географических координат».

Практическая работа № 4. «Нахождение на политической карте крупных государств, их столиц ».

Практическая работа № 5.  «Скульптурный портрет планеты».

        

         Направление проектной деятельности обучающихся:

 

Класс

Тема

Название проекта

5

Литосфера.

«Храни меня,  мой талисман» (драгоценные и поделочные камни).

 

Использование резервного времени:

 

Резерв учебного времени  в 5 классе используется следующим образом:

1. Добавлено 2 часа в тему « План и карта» для выполнения практической работы и проведения обобщающего повторения по теме;

2. Добавлено 2 часа в тему «Литосфера - твердая оболочка Земли» - для обобщающего повторения по теме и защиты проекта «Храни меня, мой талисман».

 

  1. 5.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

 

Разделы программы

Темы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле (4 часа).

Что изучает география (1 час).

Что изучает география. Значение географических знаний в совре­менной жизни. Профессии, свя­занные с географией.

(П) –определять значение географических знаний, оценивать роль географической науки.

(Р)-устанавливать основные приемы работы с учебником.

Географические методы изучения окружающей среды (1 час).

Методы гео­графической науки. Способы орга­низации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивиду­альной информационной среды.

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи географии. Выявлять методы  географической науки устанавливать основные приемы работы с учебником.

Развитие географических знаний о Земле (1 час).

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические отк­рытия; их вклад в развитие циви­лизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и ис­следование материков. X. Колумб, Ф. Магеллан. Составление табли­цы «Путешественники и учёные». Открытие и исследование матери­ков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Бел­линсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы — исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв. Поко­рение Северного полюса. Р. Амунд­сен, Р. Пири.

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять  вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях . Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки.

Современный этап научных географических исследований (1 час).

Источники географической инфор­мации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.

Раздел 2. Земля - планета Солнечной системы (3 часа).

Земля – планета Солнечной системы (1 час).

Земля — одна из планет Солнеч­ной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: мате­рики и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли.

Приводить доказательства тому, что Земля  - одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси.

Виды движения земли. Экватор, тропики, полярные круги (1 час).

Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропи­ки и полярные круги.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

Солнечный свет на Земле (1 час).

Неравномерное распределение теп­ла и света на Земле. Высота Солн­ца над горизонтом. Географичес­кие следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнестояния; дни весеннего и осен­него   равноденствия.    Полярные день и ночь. Пояса освещённости.

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

Раздел 3 . План и карта (12 часов).

Глобус. Определение направлений на глобусе (1 час).

Ориентирование   на   местности. Стороны горизонта. Компас. Ази­мут.  Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориен­тирам».

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут.

Ориентирование и способы ориентирования на местности.

План местности. Азимут. Способы ориентирования

Практическая работа № 1.

« Определение на местности направлений и расстояний» (1 час).

План местности. Особен­ности изображения местности на плане.

Определять направление по компасу. Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.

Изображение земной поверхности на плоскости. Масштаб и его виды (1 час).

Условные знаки.  Масштаб и его виды.   Измерение   расстояний   с помощью масштаба.

Определять с помощью условных знаков  изображенные на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане.

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости (1 час).

Способы изображения неровнос­тей    земной    поверхности    на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота.  Горизонтали.

Определять абсолютную и относительную высоту. По горизонталям определять форму рельефа.

 

Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности (1 час).

Способы глазомерной съёмки местности.

Составлять и читать простейший план местности.

Практическая работа № 2.

« Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности» (1 час).

Составлять простейший план местности.

Географическая карта – особый источник информации (1 час).

Глобус — объёмная   модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты,   виды услов­ных знаков.  Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические кар­ты в жизни человека.

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату

Градусная сетка (1 час).

Градусная сетка,  её предназначе­ние. Параллели и меридианы. Гра­дусная сетка   на глобусе и картах. Определение направлений и рас­стояний по карте.

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и  измерять расстояния по карте

Географические координаты.  Географическая широта (1 час).

Географические координаты. Геог­рафическая широта. Определение географической   широты   объек­тов.

(П)-самостоятельное определение географических координат заданных объектов.

(РК)-аргументировать значение знания и умения определять географические координаты в жизнедеятельности людей.

Географическая долгота (1 час).

Географическая долгота.  Опреде­ление   географической   долготы объектов. Часовые пояса.

Определять географические координаты объектов на карте.

 

Решение практических задач по плану и карте.

Практическая работа № 3.

 «Определение географических координат» (1 час).

Чтение   карты.   Определение   на­правлений,   расстояний, местопо­ложения и взаимного расположе­ния объектов,  абсолютных высот и глубин на плане и карте. Сос­тавление описания местности по планам и картам.

Определять направления и  измерять расстояния по карте. Определять географические координаты объектов на карте.

Определять высоты и глубины по карте.

 

Обобщающее повторение по теме  «План и карта» (1 час).

Закрепить теоретические знания и практические умения по теме. Отработка основных теоретические знаний и практических умений работы с картой.

Раздел  4 . Человек на Земле (3 часа).

Заселение человеком Земли

(1 час).

Основные пути расселения древ­него  человека.   Влияние  природных условий и ресурсов на рассе­ление. Рост населения. Возникно­вение земледелия и животновод­ства.   Приспособление   людей   к условиям жизни на разных этапах развития общества.

Определять по карте гипотетические места происхождения человека, пути его расселения. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города

(1 час).

Расы и народы мира. Их отличи­тельные особенности. Численность населения   на   Земле.   Плотность населения,   неравномерность   его размещения   на   Земле.   Языки. Крупные   государства     и   города мира.  Нахождение на политичес­кой карте крупнейших государств мира, их столиц.

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства  равномерности рас и отстаивать свою точку зрения.

Многообразие стран мира.

Практическая работа № 4.

«Нахождение на политической карте крупных государств, их столиц » (1 час).

Сравнение стран мира по полити­ческой карте.

Находить и показывать на карте свою страну. Находясь на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию.

Раздел 5 . Литосфера - твердая оболочка Земли (12 часов).

Земная кора и литосфера (1 час).

 

Внешние и внутренние силы Зем­ли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфе­ра, её соотношение с земной ко­рой. Литосферные плиты.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновений и расхождения литосферных плит.

 

Горные породы и минералы, полезные ископаемые. Разработка проекта «Храни меня мой талисман» (1 час).

Горные породы и минералы. Маг­матические, осадочные, метамор­фические горные породы, их про­исхождение и свойства. Виды по­лезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

 

Движение земной коры (1 час).

Движения   земной   коры:   верти­кальные,  горизонтальные.  Землетрясения и их причины. Сейсми­ческие районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения.

Выявлять закономерности распространения вулканов и землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли.

.

Вулканизм (1 час).

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.

Выявлять закономерности распространения вулканов и землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли.  Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма

Рельеф Земли.  Равнины (1 час).

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Раз­личия равнин по размеру, харак­теру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.

Определять по географическим картам количественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины. Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта

 

Рельеф Земли. Горы (1 час).

Различия гор по высоте, возрас­ту,  размерам.   Крупнейшие  горные системы мира и России. Жизнь человека в горах.  Изменение гор во времени. Изменение гор и рав­нин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее круп­ные формы рельефа в горах и на равнинах.    Опасные    природные явления, их предупреждение. Опи­сание гор по карте.

Определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать рельеф своей местности

 

Основные формы рельефа дна Мирового океана (1 час).

Выполнение практического задания «Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной кар­той.

Находить географические объекты в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров. Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на нее.

 

Практическая работа № 5.

«Скульптурный портрет планеты» (1 час).

Умение определять географическое положение объектов  по плану, самостоятельное описание с помощью карт атласа. Находить географические объекты в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров. Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на нее.

 

Формы рельефа своей местности (1 час).

 

Умение составлять описание местности с использованием нескольких источников

 

Человек и литосфера (1 час).

Значение литосферы для челове­ка.   Воздействие   хозяйственной деятельности    человека на лито­сферу.

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

Обобщающее повторение по теме

«Литосфера – твердая оболочка Земли» (1 час).

Отработка основных теоретических знаний и практических умений.

Закрепить знание основных понятий и умений работы с картой.

Защита проекта «Храни меня, мой талисман» (1 час).

Умение доказывать свою точку зрения, выступать с докладом, защищать свою работу на публике.

 

7.  УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ и МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

1. Кабинет оснащен специальными средствами обучения:

  •  моделями;
  •  коллекциями;
  •  гербариями;
  •  макетами;
  •  картами;
  •  картинами;
  •  таблицами;
  • мультимедийным проектором;
  • компьютером;
  • интерактивной доской.

2. В кабинете географии есть экспозиционные материалы:

  •  организующие учащихся на овладение приемами учебной работы;

3. В кабинете есть литература:

  •  справочная;
  •  научно-популярная;
  •  учебники;
  •  научно-методические пособия;
  •  образцы практических и самостоятельных работ учащихся;
  •  подборки олимпиадных заданий и т.д.

4. В кабинете географии средства обучения систематизированы:

  •  по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
  •  по классам.

5. В кабинете находятся раздаточные материалы:

  •  для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;
  •  для проверки знаний, умений (карточки-задания);
  •  для подготовки опережающих заданий;
  •  атласы;
  •  коллекции минералов и горных пород;
  •  гербарии и т.п.

6. Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

Список литературы:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011 – 000 с. (Стандарты второго поколения)

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

5. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)

6. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.

  1. Учебник для 5 класса «Землеведение» авторов: В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, М.  Просвещение,  2012.

8. География. Проекты и творческие работы. 5-9. В. В. Николина, Е. К. Липкина. Пособие для учителей. М. «Просвещение». 2012г.

9. География. Поурочные разработки 5-9. В. В. Николина. Пособие для учителей. М. «Просвещение». 2012г.

10. География в таблицах и схемах. В. Г. Чернова. Санкт-Петербург. 2010г.

Интернет-ресурсы

11. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

12. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

13. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

14. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

15. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

16. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/

17. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/

8.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Планируемые предметные образовательные результаты по всем темам курса Географии:

 

Раздел 1. Источники географической информации

Ученик  научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик  получит возможность научиться

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

 

Раздел 2. Природа Земли и человек

Ученик  научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Ученик  получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

 

Раздел 3. Население Земли

Ученик  научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
  • проводить расчеты демографических показателей;
  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Ученик получит возможность научиться:

  • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

 

         Метапредметные  результаты.

         Ученик  научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

       Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Система оценки планируемых результатов.

 

Особенности оценки метапредметных результатов.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

 

Особенности оценки индивидуального проекта.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по предмету.

В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые должны включать требования по следующим рубрикам:

• организация проектной деятельности;

• содержание и направленность проекта;

• защита проекта;

• критерии оценки проектной деятельности.

 

Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (доклады, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях и др.);

б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников.

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1)такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.

В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.

 

Особенности оценки предметных результатов.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ предполагает выделение базового уровня достижений.

Для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»       (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»

 (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить следующий уровень:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»).

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно.

 

ege2018 2
is2017 2018
Для отправки обращения необходимо заполнить поля регистрационной формы и нажать кнопку «Отправить». Звездочками отмечены обязательные для заполнения поля.
1000 максимум символов
god ekolog
Месячник военно-патриотической работы «Святое дело – Родине служить!»
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)
80 лет со дня образования Краснодарского края и 225 лет с начала освоения казаками кубанских земель.